
С 1921 по 1954 год за «контрреволюционные» (в современном понимании – уголовные) и особо тяжкие преступления было осуждено 4.1 млн человек. Из них около 799 тысяч были приговорены к высшей мере (некоторая часть помилована). Через исправительно-трудовые лагеря за указанный период прошло порядка 2.5 млн человек. Из них в заключении ушло из жизни около 10%. Основные потери пришлись на «недоедающие» 1942-1943 годы. При этом на протяжении почти всей истории заключенные ИТЛ ГУЛАГ активно привлекались для добычи полезных ископаемых и освоения сложных регионов.
1. Пара слов о «Родине (нашего) страха»

Труд заключённых активно использовался годами.
Идея использования труда заключенных для освоения новых территорий со сложными условиями принадлежит отнюдь не Советскому Союзу. Более того, она настолько стара, что едва ли сегодня уже получится установить её подлинного автора. Можно с уверенностью сказать, что массово ссылать заключенных в «интересные места» с целью их освоения начали в эпоху Нового времени и существования колониальных держав.
Конечно, большинстве случаев заключенные обладают не слишком-то высокой мотивацией к труду. Зато у них нет выбора. В то время как проблема низкой производительности и неквалифицированности такого труда зачастую парируется привлечением к работам вольнонаёмных рабочих. В итоге, заключенным поручается самая сложная, опасная и грязная работа, в то время как наиболее ответственная поручается свободным работникам. Собственно, именно так дела обстояли и в Советском Союзе. Поэтому, строго говоря, нельзя сказать, что какой-то город построили исключительно зэки. Так как помимо заключенных ГУЛАГ на северных стройках трудились вольнонаёмные работники «Дальстроя», а также добровольцы-комсомольцы. При этом вольных работников было не меньше, чем заключенных, а подчас и больше.

Карта советских лагерей.
Безусловно, когда речь заходит об истории СССР бывает сложно найти точку равновесия. Однако, важно понимать, что сам по себе труд заключенных не явлением чем-то априори бесчеловечным или преступным. Важно то, в каких условиях люди трудятся. И речь в данном случае идёт не столько о непосредственной тяжести труда, а сколько о целеполагании людей, организующих трудовые лагеря. Поэтому, с одной стороны, уравнивать советские лагеря системы ГУЛАГ с лагерями смерти Третьего рейха – нельзя. Более того, некорректно их уравнивать даже с какой-нибудь каторгой во времена Российской империи, ибо условия пребывания на последней всё ещё были заметно хуже. С другой стороны, не стоит точно так же смотреть на советские лагеря сквозь розовые очки. Труд заключенных в неосвоенных регионах был тяжёл и опасен, а условия содержания даже в лагере с самой человечной администрацией, мягко говоря, оставались далёкими от «санаторных».
2. Магнитогорск

До 30% работников были зэками.
История Магнитогорска идёт от небольшого казацкого поселения, основанного ещё в XVIII веке. Однако, по-настоящему бурный рост города начался лишь на фоне индустриализации 1930-х годов. Почти 10 лет интенсивного строительства изменили город до неузнаваемости. К 1939 году здесь жило уже почти 150 тысяч человек. Сердцем Магнитогорска стал его металлургический комбинат. При этом в годы индустриализации до 30% работников (около 50 тысяч человек) задействованных в развитии поселения были заключенными и спецпереселенцами преимущественно из числа русских и татар.
3. Комсомольск-на-Амуре

На стройках было до 60 тысяч заключённых.
В период с 1930 по середину 1950-х Комсомольск-на-Амуре был одним из центров системы ГУЛАГ. В эпоху индустриализации здесь концентрировалось до 14 различных подразделений и строек лагерного управления. Заключенные привлекались как для промышленного, так и для жилищного строительства. В общей сложности в Комсомольск-на-Амуре трудилось не менее 65 тысяч человек из представителей спецконтингента. При этом населением самого города в 1939 году составляло около 60 тысяч человек, хотя к 1948 выросло уже до 130 тысяч. Подобный рост стал возможен не только за счёт переселенцев и естественной прибыли населения, но и за счёт бывших зеков, многие из которых нередко оставались жить в уже привычном месте.
4. Магадан

Сердце Колымы.
Колыма – родина нашего страха! Свет наш, Александр Исаевич называл Колымский край в своём «художественном исследовании» не иначе как «плюсом холода и жестокости». На Колыме он, правда, не провёл и дня… Солженицын сидел в Москве, где был мастером глиняного карьера. Потом некоторое время в Рыбинске в «шарашке», где чуть-чуть трудился осведомителем (стукачом) НКВД. А после был услан в лагерь на север Казахстана. Но к золотодобыче на Колыме Исаевич никакого отношения не имел, тем более в 1930-е годы.
Что же до Магадана, то он действительно может считаться одной из «лагерных столиц» Советского Союза времён индустриализации. Заключенных в качестве строителей и золотодобытчиков использовали здесь до 1954 года. По некоторым оценкам, количество спецконтингента в столице Колымы достигало 170 тысяч человек. Для сравнения население года в 1939 году составляло всего 27 тысяч, а в 1956 – 56 тысяч человек.
5. Находка

Один из центров пересылки был здесь.
Ещё один город России с богатой лагерно-тюремной историей. Самый южный город Дальнего Востока появился в рамках проекта по переносу порта из Владивостока. На протяжении 1940-х годов здесь действовал один из крупнейших пересыльных лагерей в регионе, через который людей отправляли в том числе на Колыму. Впрочем, и в самой Находке для заключенных было предостаточно работы. На местных стройках были задействованы тысячи представителей спецконтингента. После окончания Второй мировой войне в Находке также содержались японские военнопленные, что так же привлекались на всевозможные стройки.
6. Волжский

Город с насыщенной территорией.
Город с непродолжительной, но весьма насыщенной лагерной историей. Для строительства Волжского зеки привлекались всего 3 года после 1950. Трудились зеки главным образом на возведении жилых домов, а также местной гидроэлектростанции. Кстати, волжская ГЭС – крупнейшая в Европе. Сколько именно людей прошло через здешний лагерь сказать не просто, однако по всей видимости порядок цифр находится около 26 тысяч человек.
7. Северск

И сегодня попасть сюда не просто.
Даже сегодня попасть в Северск непросто. До сих пор город носит статус ЗАТО из-за чего для въезда в него нужна специальная «виза». Причина тому – местный химический комбинат, специализирующийся на обогащении урана. В своё время в строительстве этого уникального комплекса принимали участие, в том числе заключенные небезызвестного Сиблага. К работам заключенных привлекали на протяжении 4 лет, вплоть до 1953 года. В общей сложности через стройки Северска прошло около 20 тысяч представителей спецконтингента.
8. Норильск

Сложное место.
Одна из крупнейших северных строек Советского Союза. Норильск – это когда минус 50 на градуснике всё ещё считается тёплой погодкой. При этом именно здесь находится знаменитое таймырское никелевое месторождение. Освоение ценного ресурса началось здесь в 1935 году. Трудились, в первую очередь, заключенные. Силами зеков была построена железная дорога, значительная часть инфраструктуры и местная ГЭС. В общей сложности через норильские стройки прошло около 90 тысяч человек.
А вот интересное видео с нашего канала - Могут ли пассажирские самолеты на автопилоте взлетать и садиться, как это сделал советский «Буран»:
В продолжение темы читайте про 5 лучших «антиматериальных» винтовок, из которых можно попасть даже в спичечный коробок.
