Король Людвиг II Баварский, которого часто называли сумасшедшим, эксцентричным, лебедем и даже сказочным, во второй половине 1800-х гг. на одном из скалистых холмов Альп, недалеко от Хоэншвангауха построил замок своей мечты, который стал воплощением фантазий миллионов людей, устремляющихся в Германию, чтобы собственными глазами увидеть эклектический шедевр, являющийся инновационным и творческим сооружением. Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein) по праву является прекраснейшим творением человеческого гения, ведь появился он не в эпоху политической нестабильности или войн, а ради эстетического удовольствия и в качестве идеального убежища.
1. Замок Нойшванштайн – личное убежище короля Людвига II
Замок Нойшванштайн особенно хорош в зимнюю пору, когда белые стены сливаются с заснеженными вершинами и кронами деревьев (Бавария). | Фото: theepochtimes.com.
Замок Нойшванштайн (Schloss Neuschwanstein) – архитектурная жемчужина Баварии, сражающая наповал даже спустя 150 лет, ведь более прекрасного и сказочного замка найти просто невозможно. Расположенный на вершине горы, стены которой граничат с ущельем Пёллат, а с плато открывается фантастический вид на долину Хоэншванау, Баварские Альпы и безмятежное озеро Альпзее, вдохновлял и современных дизайнеров (неудивительно, что Уолт Дисней черпал вдохновение в очертаниях Нойшванштайна при создании культового замка Спящей красавицы для Диснейленда). Именно он является воплощением мечты о сказочном замке большинства людей, выросших на легендах и романтических историях.
С какой стороны на замок не посмотри, любой и каждый будет в восторге от его потрясающего расположения и завораживающей архитектуры (Schloss Neuschwanstein, Германия). | Фото: theepochtimes.com.
История замка Нойшванштайн началась в 1860-х, когда молодой король Людвиг II, которому было всего 18 лет, вознамерился восстановить руины средневекового замка Хоэншвангау «в аутентичном стиле старинных немецких рыцарских замков». Как оказалось, со времен Средневековья на скалистом холме, где сегодня можно бесконечно любоваться очертаниями королевского замка Нойшванштайн, возвышались два небольших замка, точнее сказать, то, что от них осталось. Людвиг с детства знал эти руины, ведь неподалеку находилась летняя резиденция королевской семьи. Он частенько мог видеть и даже отправляться на прогулку по манящим тайнами остаткам былого величия и захватывающих историй (в сопровождении огромной свиты, конечно же).
2. Людвиг II – эксцентричный король Баварии, который так и остался вечной загадкой
Легендарный король Баварии Людвиг II – народный любимец, романтик, новатор, неординарная личность и его бессмертное творение, замок «Новый лебединый камень».
Людвиг II (1845–1886 гг.) – большой романтик, поклонник красоты и искусства оставил неизгладимый след в истории Баварии на века. Несмотря на то, что полноправным королем он был всего два года, а далее лишь номинальным, Людвиг оставил после себя уникальнейшее наследие и народную любовь (хотя элита совсем не была в восторге от его правления, что и привело его к гибели). Уже с юношеских лет он не раз говорил, что хочет «оставаться вечной загадкой для себя и других». Его тяготение к искусству и романтическим идеалам Средневековья, настоящая страсть к красоте, архитектуре и музыки (был личным меценатом Вагнера) отдаляла его от государственных дел настолько, что это привело к плачевным последствиям для него в дальнейшем. Просчеты в военной операции, которые повлекли потерю некоторых земель и руководство армией, значимо подорвали его авторитет, хотя никак не огорчили монарха, ведь он мог всецело отдаваться своим увлечениям и руководить королевством через послания.
Дворец Линдерхоф у подножия горы Кофель, отделяющей от деревушки Обераммергау и «Баварский Версаль» на острове озера Кимзее (он же дворец Херренкимзее, Германия).
Мечта подарить себе идеальное убежище, а народу – сказку сбылась лишь наполовину, король так и не дожил до завершения строительства своего детища (Schloss Neuschwanstein, Германия). | Фото: thecureforcuriosity.com.
Непонятый представителями королевской династии Виттельсбахов, политической элитой и военачальниками он все больше отдалялся от привычной для такого статуса жизни и деятельности, что привело к признанию Людвига II недееспособным, и даже гибели. Тем не менее после себя он оставил безмерную любовь народа, а также три прекрасных замка в Баварии. Замок Нойшванштайн по сей день является одним из уникальнейших произведений искусства, два других – дворец Линдерхоф на юго-востоке Баварии и дворец Херренкимзее, расположенный на острове среди озера Кимзее. Линдерхоф, ставший копией версальского Малого Трианона, самый маленький, а вот Херренкимзее впечатляет роскошью стиля необарокко, в котором явно просматривается влияние Версаля, поскольку Людвиг считал Людовика XIV идеальным монархом с превосходным вкусом.
3. Эклектичный инновационный замок – идеальное убежище для короля Людвига II
Интерпретация средневекового фасада из белого известняка Нойшванштайна с синими башенками послужила вдохновением и моделью для замка в диснеевской «Спящей красавице» (Бавария).
Несмотря на то, что король, придя к власти, решил воплотить свои детские мечты, Нойшванштайн не похож ни на один другой особняк или дворец, особенно на баварские, построенные в XIX веке и позже. Поскольку монарх решил обзавестись особенным убежищем, он основывал проект на средневековых книжках с картинками, его совсем не интересовала историческая точность в планировании и обустройстве средневековых укрепленных сооружений. Это обстоятельство до сих пор и вызывает споры среди специалистов.
Смешение архитектурных стилей придавало замку неповторимый вид, чем пугало консерваторов и радовало простых людей (Schloss Neuschwanstein, Бавария). | Фото: paintingvalley.com.
Общепринято считать, что замок Нойшванштайн является примером историзма, архитектурного стиля, ставшего популярным в архитектуре XIX века, но на самом деле, таковым не является, ведь в его формах, обустройстве и оформлении смешано сразу несколько жанров, элементы которых доведены до совершенства. Такие внедрения и смешанность стилей относятся к эклектике, тем не менее видение Людвига II стало воплощением детской мечты десятков тысяч людей, а это значит, что все они видят в нем романтику далеко ушедшей эпохи, которую возрождали и лелеяли в тот период истории.
В замке были проведены диковинные по тем временам коммуникации, включая водопровод и канализацию, причем не только в покоях короля (кухня замка Schloss Neuschwanstein). | Фото: mif-medyza.ru.
В стремлении создать свое идеальное убежище, основанное на надеждах, идеалах и мечтах рыцарства и воспевания искусства, король не забывал и о желанном комфорте. По тем временам замок Нойшванштайн являлся инновационным и творческим сооружением, в нем гармонично и тонко сочетались византийская, неоготическая, романская и средневековая архитектура, а также новейшие технологии, которые использовались впервые. Он стал своеобразным полигоном для строительных экспериментов, о которых никто еще и не слышал, ведь использовались новейшие материалы и технологии (как для второй половины XIX века), большинство из них ранее никогда не применялись. И это, не говоря о невиданном до сих пор благоустройстве самого замка. В нем изначально предусматривалось центральное отопление, подача проточной холодной и горячей воды, а также система смыва унитаза.
Во время строительства замка использовались инновационные материалы, которые оказались спрятанными за роскошным убранством залов, но это никак не влияет на значение внедрений (Schloss Neuschwanstein, Германия).
Помимо материалов, таких как бетон и сталь, при строительстве комплекса использовали паровые машины, приводимые в движение краном, что и вовсе стало диковинкой. Дошло даже до того, что король нарушил все каноны оформления тронных залов. Зал своей мечты он решил украсить стальным каркасом, что было невиданной дерзостью для того времени.
Лебеди стали символичным элементом в дизайне замка Schloss Neuschwanstein (Бавария).
Интересный факт: На самом деле во время правления Людвига II и строительства замкового комплекса он назывался «Новый Хоэншвангау» (Neue Burg Hohenschwangau). А вот название «Нойшванштайн» (означает «Новый лебединый камень») замок получил уже после смерти короля. На смену названия, вероятней всего, повлиял символ лебедя, который стал неотъемлемой частью Нойшванштайна. Христианский символ чистоты, являющийся геральдическим символом рыцарской династии Швангау (в последствии получили титул графов), кому ранее принадлежали эти земли, стал главным элементом в оформлении нового объекта. Оказывается, молодой король отождествлял себя с Лоэнгрином – легендарным «рыцарем-лебедем», ставшим темой для одной из опер Вагнера.
4. Сказочная красота замка Нойшванштайн
Нойшванштайн – идеальное убежище для короля и сказочный замок мечты для миллионов людей (Германия). | Фото: freski-fotooboi.ru.
Замок Нойшванштайн прекрасен во всех отношениях и прекрасно согласуется с природной красотой утеса, на котором и расположен. Замок, находящийся в Баварских Альпах, рядом с горами Тироля, с ревущим водопадом, горным озером и живописными лесными тропами, действительно мог стать идеальным убежищем с захватывающими дух архитектурными изысканиями и очарованием окружающей среды, что еще раз доказывало – место было выбрано более чем грамотно. Сложно определить, живописный пейзаж подпитывает романический образ архитектурного ансамбля или сказочный замок воспевает красоту природы, зато точно можно сказать, что подобного шедевра больше не существует. О чем свидетельствует посещение самой оригинальной достопримечательности не только Баварии, но и всей современной Германии.
Тронный зал – самое большое и роскошное помещение в замке (Schloss Neuschwanstein, Германия). | Фото: germany-insider-facts.com.
По сведениям редакции Novate.ru, когда не было ограничений, связанных с эпидемией COVID-19, замок посещало до 1,5 миллиона туристов в год, в летние же месяцы на экскурсии прибывало более 6 тыс. человек в день. Эти цифры красноречиво говорят о том, что эксперименты романтичного короля удались и в 1869 году первый камень был заложен не зря. К сожалению, Людвиг II так и не увидел свое детище во всей красе, которую он так тщательно и творчески разрабатывал. Он знал свой замок только как строительную площадку и прожил в нем в общей сложности всего 172 дня (был наездами и жил в оформленной подобающе сторожке). Даже в таких условиях король мог отрешиться от всего и приятно проводил время. Он запросто мог ночью кататься на санях, одевшись в средневековые костюмы, приглашал актеров и музыкантов, которые развлекали его, как правило, ночами напролет (за что он получил прозвище «лунный король»).
Зал певцов, посвященный творчеству Рихарда Вагнера, был одним из самых важных помещений в Schloss Neuschwanstein (1896 г. и современное фото).
Стоит отметить, что увлеченность музыкой, в частности произведениями Рихарда Вагнера, сказалось на оформлении самого замка, он был спроектирован так, чтобы отразить обожание легендарного композитора. Великолепный Зал певцов, построенный по образцу мифологического Зала Грааля, оформление некоторых комнат, вдохновленных его операми, где переплелись элементы рококо со сценами из ярких произведений, множество других, не менее прекрасных залов – все это спрятано за, казалось бы, неприступными, стенами эклектичного замка. Но это впечатление обманчиво, если приблизиться к архитектурному комплексу, то сразу же станет заметна торжественность объекта, его совершенство во всех отношениях, вопреки всем канонам и правилам того или иного стиля, в которые загоняли архитекторов во все века.
Гостиная и кабинет короля Людвига II в Schloss Neuschwanstein (1896 г.)
Такое своеволие мог допустить лишь тот человек, который шел вопреки догмам и правилам социума, каким и был Людвиг II, взявший на себя планирование и оформление своего идеального убежища. Несмотря на то, что разрабатывать проект было поручено архитектору Эдуарду Риделю, а дизайн – сценографу Кристиану Янку, король счел нужным вносить коррективы. В итоге Людвиг попросту отказался от первоначальных планов, то и дело внедрял новые идеи и настолько контролировал весь процесс строительства и оформления, что можно считать, замок Нойшванштайн был личным его проектом.
Интерьер спальни короля в замке Нойшванштайн (Джозеф Альберт, 1886 г.). | Фото: germany-insider-facts.com.
Иронией судьбы стал тот факт, после смерти короля, мечтавшего превратить замок в свое идеальное убежище, его сразу же открыли для публики и достраивали по упрошенному проекту, ведь казна была опустошена и на излишества не было средств. В итоге замковый комплекс, протянувшийся примерно на 150 м на вершине хребта и состоящий из нескольких отдельных блоков, украшенных башнями, башенками и скульптурами, не досчитался большинства запланированных помещений. Так, вместо 200 залов и комнат было оформлено всего 15, хотя и их достаточно, чтобы увидеть все то великолепие, которым планировать окружить себя эксцентричный баварский король Людвиг II.
Замок Нойшванштайн стал туристической меккой для тех, кто, как и романтичный король, мечтали иметь собственный сказочный замок (Бавария).
Чего только стоит смешение архитектурных стилей, придающих замку неповторимый характер, да и дизайн самих помещений. Каждая из оформленных комнат украшена гобеленами, шелками, драпировками, изделиями из дерева, скульптурами и фресками, изображающими яркие эпизоды средневековых литературных легенд, скандинавской мифологии, известных произведений поэтов Баварии. Темы любви, искупления, вины и спасения заполняют все без исключения комнаты, демонстрируя идеалы короля, передавая их смысл через искусство. Стоит отметить, что двухэтажный тронный зал с его золотым куполом, шестиметровой золотой люстрой, лазуритовыми колоннами и арками в византийском стиле, считается самым впечатляющим и неординарным вариантом оформления такого рода помещений.
В продолжение темы средневековых замков и рыцарской эпохи, предлагаем заглянуть в храмы, крепости и замки, построенные крестоносцами в разных уголках Европы.
А вот познавательное видео нашего канала: