
Когда-то Советский Союз, а теперь и Россия имеет в своём распоряжении один из крупнейших и хорошо вооруженных подводных флотов в мире. Подавляющее большинство подводных лодок выглядят как одна. Тем не менее за прошедшие десятилетия в составе отечественного флота не раз и не два появлялись субмарины с откровенно экзотическим внешним видом и назначением. Вот лишь некоторые, наиболее интересные из их числа.
1. «Тритон-1М»

Самая маленькая в своём роде.
Сверхкомпактная субмарина проекта 907 для доставки боевых пловцов к месту десантирования. В отличие от десантных подлодок последующих поколений, эта субмарина не была оснащена десантным отсеком. В результате чего доставить к месту проведения операции «Тритон-1» мог всего двух пловцов. Они же осуществляли управление крошечной субмариной. Также предполагалось, что «Тритон-1» может использоваться для охраны акваторий портов. Автономность плавания субмарины составляла всего 7.5 часов, а глубина погружения не могла превышать 40 метров. Разработали подлодку в начале 1970-х годов, после чего «Тритон» первого поколения продержался на вооружении вплоть до конца 1980-х. В общей сложности было сделано 32 таких машины.
2. «Тритон-2»

Для доставки боевых пловцов.
Сверхмалая субмарина проекта 908, разработанная советскими специалистами в 1972 году и простоявшая на вооружении ВМФ вплоть до середины 1990-х. Далеко не первая в своём роде, однако первая по-настоящему крупная в своём классе. Предназначалась для перевозки групп боевых пловцов численностью от 2 до 6 человек. При этом для управления «Тритонам» требовалось минимум два человека. Кабина управления крошечной субмариной находилась в носовой части, в то время как десантный отсек занимал кормовую. Для выхода водолазов использовались герметизируемые шлюзы. Дальность плавания второго «Тритона» могла достигать 60 миль. Максимальная скорость при полной загрузке – 5 узлов. В общей сложности для нужд ВМФ СССР было построено 12 таких субмарин. Последние два «Тритона» сегодня можно увидеть в нескольких музеях на Балтике.
3. «Кефаль»

Подлодка, работавшая мишенью.
Одна из самых экзотических советских подводных лодок. Субмарины проекта 690 были разработаны отечественным специалистами в начале 1960-х. Каждая «Кефаль» — это средняя дизельная подводная лодка, вооруженная 400-мм торпедами с экипажем в три десятка человек. Но самое интересное в том, что предназначались эти подлодки отнюдь не для боевых действия, а для обучения моряков и подводников. По сути, эти лодки были одновременно тренажёрами и мишенями. Конечно, боевыми торпедами и глубинными бомбами субмарины 690-го никто не атаковал. Стреляли по ним инертными боеприпасами без взрывчатки. Для того чтобы выдерживать такие попадания, каждая «Кефаль» была оснащена специальным бронированием. В общей сложности в СССР было построено 4 таких малютки. Служили субмарины с конца 1960-х по начало 1990-х годов.
4. Проект 665

Стреляла крылатыми ракетами.
Единственная в своём роде подводная лодка проекта 665 в первую очередь привлекает необычной внешностью своей «раздутой» рубки. Подобная конструкция была продиктована установкой четырёх комплексов П-5, которые должны были вести огонь ракетами. За необычный внешний вид моряки прозвали экспериментальную субмарину «лягушкой» и «каракатицей». Всего было сооружено шесть подобных субмарин. Правда, строили их не с нуля, а путём переделки старых дизельных подлодок проекта 613. Что интересно, крылатые ракеты П-5 могли осуществлять доставку, в том числе ядерных боезарядов и поражать цели на дистанции до 650 километров. При этом пуск ракет мог осуществляться только после всплытия на поверхность водной глади. В составе флота 665-й продержались до конца XX века.
5. «Краб»

Первая в своём роде.
Ещё одна крайне необычная отечественная подводная лодка, правда на сей раз не советская, а российская. Построен минный заградитель «Краб» ещё во времена Российской империи по проекту инженера Михаила Петровича Налетова. Что интересно, субмарина стала первой подвой в мире подводной лодкой, способной осуществлять функции минного заградителя. Вооружение «Краба» состояло из 60 морских мин и 4 торпед. Службу подлодка несла в составе флота на Чёрном море со второго года Первой мировой войны, однако уже в 1916 году субмарина стала на капитальный ремонт по причине неисправного двигателя. В итоге из него подлодка так и не вышла. В конце гражданской войны её утопили уходившие из Крыма англичане. В 1935 году уже советский флот поднял «Краба» со дна, однако чинить субмарину в откровенно печальном состоянии не стали, решив просто пустить на металл.
А вот интересное видео с нашего канала - умный и мощный конкурент «Арматы» ищет нового хозяина:
В продолжение темы читайте про загадочный Туполев ПАК ДА – что это такое и когда полетит.
