Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0



За долгие годы оборонная промышленность Советского Союза создала много интересной, а порой и уникальной техники. Правда, ещё больше проектов остались нереализованными. Одни из них оказались невостребованными или нерентабельными, а от других отказались из-за допущенных ошибок или неверного подхода в реализации. Тем не менее все они заслуживают внимания и являются настоящими шедеврами технического искусства.


1. Несостоявшийся Су-27

Истребитель Т-10./ Фото: wikimapia.org

Истребитель Т-10./ Фото: wikimapia.org


Развитию военной авиации в Советском Союзе уделялось огромное внимание, все понимали важность господства в воздухе. Когда в Соединённых Штатах анонсировали постройку нового всепогодного истребителя F-15, советское руководство приняло решение о создании нового самолёта четвёртого поколения. Предполагалось, что он должен был обладать не худшими, а то и лучшими характеристиками. Для его разработки привлекли ОКБ машзавода «Кулон», который на тот момент возглавлял Павел Сухой. В истребитель, получивший проектное название Т-10, внедрили множество нововведений, немалую часть из которых разработали с нуля. К примеру, в нём советские конструкторы впервые использовали электродистанционную систему управления, так называемое управление по проводам. Правда, на каком-то этапе работы застопорились, поскольку в дело вмешались учёные-аэродинамики.

Прототип Су-27./ Фото: armedman.ru

Прототип Су-27./ Фото: armedman.ru


Как оказалось, конструкция планера была не до конца доработана, от чего сильно страдала управляемость истребителя. На тот момент уже были готовы три тестовых прототипа, и у всех были выявлены конструктивные дефекты, лётные испытания только подтвердили предварительные выводы. У Т-10 оказалась слишком большая масса, что прямо влияло на его характеристики, включая уменьшенную дальность полёта и повышенный расход топлива. К тому же истребитель оказался недостаточно маневренным из-за ошибок в аэродинамике. Т-10 пришлось переделывать, но большая часть решений по наследству досталась новейшему Су-27.

2. Модификация БМП-1 с гибридным движителем

Колёсно-гусеничная боевая машина пехоты./ Фото: drive2.ru

Колёсно-гусеничная боевая машина пехоты./ Фото: drive2.ru


БМП-1 – одно из самых массовых и удачных творений советской оборонки. Боевую машину пехоты выпускали с 1962 по 1983 год, она успела побывать на поле боя и хорошо себя зарекомендовать. Впрочем, выглядеть она могла совершенно по-другому. Разработка БМП-1 проводилась на конкурсной основе, а самый необычный из предложенных вариантов создали на Алтайском тракторном заводе.

Прототип БМП-1./ Фото: fai.org.ru

Прототип БМП-1./ Фото: fai.org.ru


Его специалисты предложили поставить бронемашину на колёсно-гусеничное шасси. В качестве основного способа передвижения использовались четыре колеса, а для сильного бездорожья конструкторы собирались использовать гусеничный движитель. Небольшие по размерам вспомогательные гусеницы располагались между колёсами и опускались вниз, если машина не могла нормально ехать по раскисшей дороге. Впрочем, несмотря на некоторые достоинства такой конструкции, от проекта всё-таки отказались. Сложность БМП оказалась слишком большой, производство дорогим, а целый ряд конструктивных особенностей делал эксплуатацию очень неудобной.

3. «Объект 327»

Объект 327./ Фото: dobro-est.com

Объект 327./ Фото: dobro-est.com


САУ МСТА-С тоже могла иметь совершенно другую конструкцию. Всем привычная самоходная артиллерийская установка оборудована башней и больше похожа на огромный стальной короб на гусеницах. Во время разработки САУ рассматривали несколько прототипов, включая и безбашенный, который в техническом плане был более интересным и перспективным. В итоге же, как обычно, всё решила цена и сложность производства.

Прототип САУ МСТА-С./ Фото: livejournal.com

Прототип САУ МСТА-С./ Фото: livejournal.com


Один и предложенных вариантов, «Объект 327», имел безбашенную компоновку, а орудие размещалось на поворотном погоне, из-за чего к прототипу быстро прицепилось прозвище «Шайба». Во время стрельбы экипаж находился внутри боевого отделения, а процесс заряжения был полностью автоматизирован. Несмотря на все достоинства прототипа, он оказался чрезвычайно сложен, и дальнейшая доработка обещала занять слишком много времени. Единственный собранный экземпляр сейчас является частью экспозиции музея.

4. Винтокрылое «Изделие 280»

Ми-28./ Фото: mob.org

Ми-28./ Фото: mob.org


Когда военному руководству СССР понадобился ударный вертолёт, специалисты из МВЗ имени Миля стали прорабатывать все возможные варианты будущей машины, даже самые экзотические. Одним из них был вертолёт с конструкцией, которая принципиально отличалась от всего, что было известно до того момента. «Изделие 280», как назвали винтокрылую машину, имело поперечное крыло и пару установленных на него винтов.

Макет прототипа Ми-28./ Фото: alternathistory.ru

Макет прототипа Ми-28./ Фото: alternathistory.ru


Предполагалось, что новый вертолёт будет использоваться для поддержки сухопутных войск, поэтому его постарались снабдить как можно большим количеством разнообразного оружия. Самым же простым способом это сделать было его размещение на крыльях. Такая компоновка давала несколько интересных преимуществ, например, высокие показатели манёвренности. Возможно, работы с этим вертолётом и могли бы принести реальные плоды, но военные применили свой излюбленный приём – изменили техническое задание в процессе работы. Они захотели иметь вертолёт, способный работать на сверхмалых высотах, то есть стандартной компоновки. Так и появился на свет ударный Ми-28.

Принятая на вооружение ещё в советское время «башенная» САУ МСТА-С не так давно получила пакет модернизации и улучшила свои характеристики.


Обратите внимание:







7312
8.09.2023 16:27
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё