Каждый, кто хотя бы раз видел железнодорожный локомотив, осведомлен о том, что у него есть фары. Почти как у твоей любимой «ласточки» под окном! Но приходилось ли задумываться над тем, зачем поезду в принципе нужны фары? Он движется строго по рельсам, а не по дороге, и как таковой необходимости освещать перед собой путь – нет. Итак, попробуем разобраться в данном вопросе.
Осветительные приборы нужны не только для освещения пути. |Фото: nb-tomsk.ru.
Итак, начнем с главного: осветительные приборы в технике используются не только для освещения пути. Об этом, к слову, знает любой автомобилист. Например, габаритные огни – небольшие фары в количестве 4 штучек используются для того, чтобы обозначить размер транспортного средства в пространстве в условиях ограниченной видимости. В некоторым смысле то же самое касается и других осветительных приборов. По их работе можно составить представление о скорости движения машины, расстоянии до нее, а также о виде транспортного средства.
Даже у кораблей есть фары и они не для освещения. |Фото: avto.goodfon.ru.
Своего рода «габариты» и «фары» есть даже у морских и воздушных судов, а также у строительной техники. Навигационные огни помогают не только распознать профиль транспортного средства, но также могут сообщать окружающим ценную информацию о ситуации на судне или манере его движения. В общем, световые сигналы – вещь исключительно полезная и незаменимая, даже в эпоху развития «умных» технологий.
Фара у поездов над кабиной, снизу 4 буферных фонаря по 2 с каждой стороны. |Фото: train-photo.ru.
Исключением из описанной выше практики не являются и железнодорожные локомотивы. Те самые «фары» на носу поезда – это вовсе не фары в привычном понимании, а буферные фонари. Нужны они не для освещения рельс перед составом, а для подачи световых сигналов. Рельсы перед поездом освещаются при помощи фары-прожектора, как правило, установленной в верхней части кабины. При помощи буферных фонарей машинист может сообщать ценную информацию о манере движения состава. В первую очередь эта информация нужна работникам пути, встречным поездам и локомотивным бригадам.
Буферные фонари нужны не для освещения, а для подачи сигналов. |Фото: train-photo.ru.
Если поезд движется по правильному пути, то ночью он включает две белых фары, а днем может не включать ни одной. Если же поезд заехал на неправильный путь, то вне зависимости от времени суток машинист обязан включить левый красный фонарь и правый белый фонарь. Если локомотив выполняет маневровую работу: подъезжает для сцепки, едет от расцепки в депо, осуществляет перемещение по депо или станции – машинист обязан включить белый фонарь со своей стороны (активного пульта управления). В советских и российских локомотивах машинист находится справа, а помощник – слева. Если белый фонарь во время маневровых работ загорается со стороны помощника – это означает, что машинист находится в тягаче на другой стороне и сейчас поезд будет двигаться от вас. Существуют и другие сигналы для разнообразных ситуаций, здесь же перечислены только самые часто встречающиеся обычным гражданам.
С каждой стороны есть красный и белый фонарь. ¦Фото: rupoezd.ru.
А вот интересное видео с нашего канала:
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, как в Российской империи строили деревянные дороги вместо каменных, и почему концепт не прижился.