Разработка танков в Советском Союзе не останавливалась никогда. Даже когда Красная армия триумфально шагала по Европе и гнала фашистского зверя прямо в его логово, в советских КБ кипела работа. Весьма показательной в данном отношении является история малоизвестного ныне тяжёлого танка СТ-1, разработка которого началась в заключительной фазе Второй мировой войны в 1945 году.
У СССР было много проектов тяжелых танков. |Фото: war-book.ru.
Проект танка СТ-1 принадлежит советскому конструктору Валентину Асикритовичу Ганину. Проанализировав опыт применения тяжелых танков на полях сражений Великой Отечественной войны, инженер пришел к выводу, что имеющиеся машины в действительности далеки от идеала. Конструктор выявил целую плеяду недостатков у башни и корпуса большинства тяжелых танков, после чего озвучил свои предложения на этот счет.
В основу СТ-1 был положен танк ИС. |Фото: alternathistory.com.
Для устранения имеющихся недостатков Валентин Ганин предлагал повысить калибр главного орудия, а также увеличить число пулеметов до двух или вовсе заменить их на мелкокалиберные пушки. Следующим предложением было увеличить экипаж, добавив еще одного заряжающего. Боекомплект предлагалось перенести в специальную кормовую нишу, казенник пушки нужны было оборудовать качающимся лотком, на саму пушку предлагалось поставить стабилизатор нового типа. А самое интересное в том, что проект предусматривал в том числе возможность установки спаренной пушки на место основного калибра.
В серию СТ-1 не пошел, став экспериментальной машиной. |Фото: ya.ru.
Помимо этого, тяжелые танки нового образца следовало оснастить улучшенным поворотным механизмом для башни, дублированным механизмом управления поворотом башни для командира, дымовыми минометами и свободно вращающимся командирским люком. Ходовая часть танка нового образца должна была иметь катки большего диаметра. В штатное оснащение всех машин предлагалось добавить средства герметизации для прохождения бродов.
СТ мог стать единственным танком со спаренной пушкой. |Фото: ya.ru.
Корпус СТ-1 напоминал тот, что был у танка ИС-4. Лобовое бронирование составляло 160 мм. Бортовое бронирование – 140 мм. Масса танка достигла 56 тонн. Экипаж – 5 человек. В качестве основного орудия была установлена 122-мм пушка с боекомплектом на 80 выстрелов. В качестве вспомогательного оружия использовалось два пулемёта ДТ калибра 7.62, а также 14.5 мм пулемет ДШК. На экспериментальную машину также поставили двигатель мощностью 850 л.с, который позволял разгонять танк на шоссе до 45 км/ч. Создан СТ-1 был в единственном экземпляре. По итогу, конструкторскому коллективу удалось воплотить все замыслы Ганина.
В конечном итоге предпочтение отдали другим проектам. ¦Фото: vk.com.
Несмотря на успех на испытания, в серию СТ-1 запускать не стали. Причин тому было сразу и несколько. Во-первых, у СССР уже было несколько вполне успешных проектов тяжелых танков. Во-вторых, в конструкторской среде все громче начинали звучать предложения о постепенном уходе от концепции тяжелых, средних и легких танков к концепции «единых». Тем не менее, наработки советских конструкторов не пропали даром. Подавляющее большинство предложений Ганина нашло свое применение и дальнейшее развитие во многих других танках Советского Союза.
Если хочется узнать еще больше интересного о танках, то стоит почитать о том, зачем на тяжелый советский танк ИС-2 крепили какой-то странный «плуг».