Свой автопортрет могут написать не только художники. Архитекторы зачастую оставляют не менее впечатляющие шедевры, которые пусть и нельзя назвать портретом в прямом смысле слова, но все же их достижения становятся довольно заметными, а порой и невероятными. Паоло Зермани – архитектор-гуманист, выросший среди красот долины реки По, решил, что его убежище, которое должно было стать местом вдохновения и сохранить историю региона, будет его отражением, воплощенным в кирпиче.
«Дом Зермани» – кирпичный автопортрет итальянского архитектора-гуманиста. | Фото: emilia-romagna.it.
Каждый уважающий себя и свое ремесло архитектор прежде, чем приступить к разработке проекта, стараются связать его с местом, где планируется строительство. И неважно, будет это в пригороде, историческом квартале или на лоне природы новый архитектурный объект должен не просто органично вписаться в общую эстетику. Не стал исключением и итальянский архитектор Паоло Зермани, творчество которого сложно отнести к какому-либо направлению, поскольку он мыслит вне категорий и обычаев. Все его работы привязаны к конкретному месту и времени, они отражают историческое прошлое, текущие события, вдохновение и ассоциации креативного творца.
Паоло Зермани в своем загородном доме в долине реки По (Италия). | Фото: subtilitas.site.
Не стал исключением и его собственный дом, построенный в одной из самых живописных долин Италии, где прошло детство и юность Паоло. Как шутят его соратники по цеху: «Если в Средние века все дороги вели в Рим, то сейчас одна из них (Via Francigena или Дорога франков), пересекающая долину реки По, непременно приведет к логову архитектора Паоло Зермани». Среди роскошной зелени, недалеко от Пармы, где постоянно сгущается туман, скрывая крутые склоны северных Апеннин, можно увидеть поистине удивительное творение, которое сам автор проекта назвал своим «автопортретом из кирпича».
Casa Zermani расположен среди живописной долины (Италия).
Расположенная между югом Швейцарии и севером Италии архитектурная композиция, в которой творец постарался найти баланс в бесконечных отношениях между древним, современным и природной красотой мест, она отражает национальную идентичность самого автора. Последняя толкает Паоло на невероятные эксперименты с архитектурными формами и наполнением пространств, становясь главной движущей силой его творчества.
Кирпич стал главным строительным и отделочным материалом Casa Zermani.
Примечательно: Зермани выбрал не случайное место для строительства дома, главным ядром которого стала библиотека, а не традиционные жилые пространства. Он находится на особенной земле, где совсем недавно процветало производство кирпичей, являющихся основным строительным материалом региона и большей части Европы. Расположенный между дорогой, ручьем и лесом, участок упирается в руины старинного замка, построенный на вершине лесистого холма еще в IX веке. Историческая значимость и прекрасный природный ландшафт предопределили общую идею дизайна загородного убежища.
План-чертеж загородной резиденции Паоло Зермани.
Casa Zermani стал воплощением идей креативного владельца. | Фото: nickkahler.tumblr.com.
Учитывая стремление архитектора подчеркнуть значимость древних строительных технологий, неудивительно, что главным материалом стал кирпич, плавно перетекающий внутрь монументальных помещений, оставаясь открытым практически в каждой комнате загородного дома. Исключения составили лишь спальни, где стены были оштукатурены и просто побелены известью, отражая любовь архитектора к простоте и натуральности, которым всегда отдавали предпочтения местные жители, оформляя свои жилища.
В «Доме Зермани» даже полы выложены из кирпича. | Фото: admagazine.fr.
В спальнях Casa Zermani стены оштукатурены и побелены, чтобы создать более домашнюю обстановку. | Фото: listonegiordano.com.
Авторы Novate.ru хотели бы обратить внимание на то, какой материал архитектор выбрал для напольного покрытия. В это сложно поверить, но в 1997 году он отдал предпочтение ...все тому же кирпичу, что приводит в замешательство, ведь такого рода материал редко используется для этих целей. А зря! Как оказалось, натуральность и шероховатость делает его необыкновенно комфортным и безопасным во всех отношениях покрытием, даже будучи мокрым он никогда не будет скользким, как это случается с окрашенным деревом/паркетом, линолеумом, керамической плиткой и ламинатом. При этом кирпич придает дизайну интерьеров просто кричащую индивидуальность, а также прекрасно сохраняет тепло, что немаловажно для загородного жилища, где владельцы появляются время от времени.
Библиотека стала центром загородного дома. | Фото: diarchitettura.org.
Библиотека Casa Zermani размещена на двух уровнях. | Фото: arquitecturaviva.com.
Как уже упоминалось, ядром всей структуры, известной как Casa Zermani («Дом Зермани») стала библиотека, вокруг которой организовано традиционное жилое пространство, правда, с особенным дизайном, раскрывающим все пристрастия владельца и разработчика проекта в одном лице. Открытый кирпич на стенах и на полу, двойная высота потолков, строгая расстановка книг, которые можно увидеть практически на всех свободных плоскостях – все это, ярко обозначает характер и значимость пространства. Ее архитектор считает как местом своего вдохновения, так и общественным пространством, доступным для любого, кто пожелает зайти почитать книги, которые собирал еще его отец. Немножко домашнего тепла прибавил дровяной камин, но тот, кто полностью погрузился в чтение, не нуждается в расслабляющей обстановке, так что его используют только тогда, когда нужно прогреть библиотеку.
Огромное круглое окно придает таинственности загородной резиденции Casa Zermani. | Фото: listonegiordano.com.
Двойная структура круглого окна делает его похожим на человеческий глаз.
Несмотря на строгость и лаконичность это пространство не лишено загадочности, которую привнесло гигантское круглое окно, являющееся самым заметным и притягивающим элементом на фасаде резиденции. Больше напоминающее человеческий глаз, оно выполняет как традиционную функцию – наполняет библиотеку солнечным светом, так и придает таинственности пространству, особенно если смотреть с улицы. Причина кроется в его «двухслойности», которую достигли за счет углубления внутрь строения. По сути, это незастекленная лоджия, только окно у нее круглое, а повторяющаяся окружность большего диаметра служит скрытым входом в дом. Это окно никогда не закрывают шторами, чтобы оно возвещало о смене дня и ночи, а также обеспечивало динамичный интерьер в скромно оформленном пространстве, главным украшением которого стали сами книги и потоки света.
Основной вход в загородный дом архитектора Зермани. | Фото: divisare.com.
Кстати сказать, это не единственное круглое окно в загородной резиденции. Еще два окна, но гораздо меньшего диаметра находятся на заднем фасаде резиденции. Они находятся в ванных комнатах, привнося в их дизайн особое очарование, намекая о бесконечности окружающего мира.
Круглые окна предусмотрены и на заднем фасаде Casa Zermani. | Фото: emilia-romagna.it.
В заключение стоит отметить, что загородная резиденция незаурядного архитектора-гуманиста Паоло Зермани является ярким примером устойчивости и энергоэффективности. И это несмотря на то, что строительство велось в конце 1990-х, когда эти понятия только входили в обиход. Обилие кирпича, являющегося натуральным и экологически чистым материалом, грамотная ориентация на участке, узкие и высокие окна, «утопленное» внутрь круглое окно, использование традиционных отделочных материалов и дерева – все это сделало загородное убежище энергоэффективным и максимально безопасным как для владельца, его семьи и гостей, так и для окружающей экосистемы.
В продолжение темы предлагаем заглянуть в загородный дом Кисё Курокавы, затерянный среди первозданных лесов горной гряды Каруидзавы.
А вот познавательное видео нашего канала: