Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Почему у западных вертолётов чаще бывают полозья, а у отечественных – колёса




На аэродромной стоянке можно увидеть характерную разницу: российские вертолёты, такие как легендарный Ми-8, оснащены привычными колёсами, напоминающими шасси грузовика. В то же время их западные аналоги, например, американский Bell, часто имеют лишь узкие металлические полозья. Возникает закономерный вопрос: откуда взялись такие фундаментальные различия в конструкции? Деталь на первый взгляд незначительная, но на самом деле всё гораздо сложнее.


География как главный конструктор

В СССР всё решал ландшафт

В СССР всё решал ландшафт


Если бы у вертолётов были паспорта, то в графе «место рождения» у российских машин красовалось бы «Сибирь», «Тайга» или «Крайний Север», а у западных – «Аэропорт» или «Авианосец». На самом деле, всё решила география, огромные территории, суровый климат и небольшое число оборудованных аэродромов с твёрдым покрытием. Вертолёт в таких условиях был едва ли не единственным транспортом, соединяющим отдалённые посёлки, геологические партии и военные гарнизоны с большой землёй. Ему регулярно приходилось садиться на заснеженные поля, болотистые кочки, галечные пляжи рек и горные склоны. В этой ситуации вертолёт обязан был быть максимально самостоятельным и неприхотливым. В таких условиях именно колёсное шасси спасало ситуацию и позволяло машине аккуратно приземлиться. Гигант Ми-26, «летающий кит» и самый тяжёлый серийный вертолёт в мире, способен сесть на лесную просеку, опустить трап и принять на борт многотонный груз или технику прямо с земли.

В западных странах ориентировались на бетон и палубу

В западных странах ориентировались на бетон и палубу


На Западе была совершенно иная картина. Европа и Северная Америка исторически обладали развитой сетью обычных аэродромов с твёрдым покрытием, а основными точками базирования часто выступали палубы авианосцев и хорошо оборудованные военные базы. Здесь не нужна была та же автономность, что являлась жизненной необходимостью в Сибири. Конечно, были и другие причины, например, снижение веса, упрощение конструкции и уменьшение стоимости. Лёгкие и прочные полозья идеально подходили для аккуратной посадки на ровную палубу корабля или бетонную площадку. Настолько фундаментальные различия и привели к появлению совершенно разных подходов в вертолётостроении.

Анатомия шасси

Каждое шасси имеет свои преимущества

Каждое шасси имеет свои преимущества


Хоть винт в вертолёте и выполняет одну из важнейших ролей, но не стоит недооценивать шасси. Именно шасси даёт возможность приземлиться почти на любую поверхность, удержаться на ней и не опрокинуться в процессе. Колёсное шасси — это сложный механизм со стойками, амортизаторами и тормозной системой, а его главное преимущество заключается в автономности. Вертолёт с колёсами способен самостоятельно рулить по аэродрому и доехать до ангара, а при необходимости тяжёлые машины могут взлетать с разбега, что сильно помогает высоко в горах в разреженном воздухе. Правда, колёсное шасси тяжёлое, и это добавляет проблем: вертолёт сложнее и дороже в производстве, а колёса могут увязнуть в рыхлой почве.

Полозья проще и легче, колёса - универсальнее

Полозья проще и легче, колёса - универсальнее


Конструкция полозьев гораздо проще – это всего лишь две изогнутых металлических балки, а их главное преимущество – малый вес. На облегчённое и выносливое шасси можно больше нагрузить топливом или полезным грузом. В полозьях практически нечему ломаться, они лучше амортизируют и выдерживают жесткую посадку. Из минусов – полная зависимость от инфраструктуры. Вертолёт нуждается в транспортировке на лётном поле, а для посадки требует относительно ровной и устойчивой поверхности.

Разница в использовании

 Советский летающий грузовик

Советский летающий грузовик


Благодаря географическим условиям сформировались общие принципы, но окончательный выбор в пользу того или иного типа шасси сделали военные. К примеру, советский подход предполагал создание универсального вертолёта. Фактически он являлся многоцелевым транспортом, эдаким летающим грузовиком или аналогом боевой машины пехоты. Он должен был доставлять грузы и десант непосредственно в точку назначения — на неподготовленную площадку в тылу противника, к геологам на горный перевал или в заснеженную тайгу. И колёсное шасси идеально соответствовало этим принципам. Благодаря ему тяжёлый ударный вертолёт Ми-24 мог сочетать функции тяжелого штурмовика и транспорта для десанта, который мог забраться в любую глушь, лишь бы было место для посадки. Фактически это идеальный транспорт для десантирования и перевозки чего угодно.

Западный летающий внедорожник

Западный летающий внедорожник


В западном подходе доминировал принцип специализации. Вертолёт предназначался для решения конкретных тактических задач: разведка, транспортировка ограниченных групп, противолодочная оборона, работа с палуб кораблей. Он был скорее «воздушным джипом» - манёвренным и быстрым, но не столь автономным. Здесь полозья были логичным выбором. Их малый вес позволял сэкономить килограммы, направляемые на полезную нагрузку или дополнительное оборудование. Простая конструкция означала высокую надежность и выносливость, что критически важно для массовой армии. К примеру, американский UH-1 «Huey», ставший символом Вьетнамской войны, успешно выполнял свои задачи на полозьях. Но по мере ужесточения требований к бронированию и вооружению ограничения такой схемы становились всё более очевидными.

Везде были и есть исключения, причём много

Везде были и есть исключения, причём много


Показательно, что когда советские конструкторы создавали легкий многоцелевой Ка-26 для народного хозяйства, он также получил полозья — его работа не требовала руления на лётном поле. В СССР и на Западе одинаковые проблемы решались похожими методами, но общий подход, который определялся масштабами и самой концепцией обороны страны, сильно отличался. Даже сейчас сохраняется подобный выработанный годами подход, хоть исключений и стало больше.

Исключения, подтверждающие правила

Гражданский Ка-26

Гражданский Ка-26


Хоть колёсное шасси и стало визитной карточкой отечественных тяжёлых и средних вертолётов, существовали интересные исключения. Яркий тому пример – упомянутый выше Ка-26, получивший за оригинальную компоновку прозвище «летающая тарелка». Этот вертолёт изначально проектировался для народного хозяйства, где ему предстояло работать на ровных подготовленных площадках: опылять поля или доставлять небольшие грузы на аэродромы. Для этой работы вполне хватало полозьев с их лёгкой, простой, и что главное, сравнительно дешёвой конструкцией.

Военный Sikorsky CH-53 Sea Stallion

Военный Sikorsky CH-53 Sea Stallion


С другой стороны, западные конструкторы, когда речь заходила о создании вертолётов-тяжеловозов, без колебаний выбирали колёсное шасси. Американский Boeing CH-47 Chinook или Sikorsky CH-53 Sea Stallion, как и российский Ми-26, разрабатывались для перевозки массивных грузов и техники. Их мощное колёсное шасси не только позволяет садиться на неподготовленный грунт, но и обеспечивает удобную погрузку через задний трап-аппарель, а также самостоятельное руление по аэродрому. Показателен и пример летающего крана Sikorsky S-64 Skycrane, где устойчивость на земле была критически важна во время выполнения монтажных работ.

Общий принцип сохранился, но чаще всё зависит от ситуации

Общий принцип сохранился, но чаще всё зависит от ситуации


Эти исключения красноречиво доказывают, что национальная школа — это скорее общая тенденция, а не неизменный закон. Когда требовалось создать лёгкий и экономичный вертолёт для работ «в чистом поле», советские инженеры выбирали полозья. Когда западным коллегам был нужен воздушный титан для армии, они без сомнений оснащали его колёсами. Фундаментальный принцип, перевешивающий все традиции, формулируется просто: конструкция следует за функцией. Масса машины, её назначение и конкретные условия эксплуатации в конечном счёте диктуют выбор того, на чём ей стоять на земле. Всё зависит от инженерной целесообразности.

Ещё интересное с нашего канала:

Рыбный день: зачем его придумали в СССР и почему он был именно в четверг



Российские и западные вертолёты можно сравнивать бесконечно, и чаще всего в сравнение попадают боевые машины. К примеру, «Апач» и «Аллигатор» вроде бы и предназначены для выполнения похожих задач, но при этом в корне отличаются друг от друга.

Обратите внимание:

0
2113
Версия для печати