Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Перерождённый «Белый лебедь», новейший стратег России




В мире авиации иногда происходят знаменательные события, которые многими остаются незамеченными. К примеру, не так давно российская стратегическая авиация получила обновление – в эксплуатацию приняли новый Ту-160М. Его изначальная модификация была последней, построенной в СССР, и никто не думал, что у бомбардировщика будет продолжение. Тем не менее новый представитель семейства поднялся в воздух, уже несёт дежурство и участвует в боевых действиях.


1. Ту‑160: последний гигант СССР

Последний стратегический бомбардировщик-ракетоносец СССР.

Последний стратегический бомбардировщик-ракетоносец СССР.


Работы по созданию бомбардировщика велись в КБ Туполева, где перед конструкторами поставили задачу не из простых: создать сверхзвуковой ракетоносец, способный пересечь океан с нагрузкой около 50 тонн на крейсерской скорости, близкой к скорости звука. Самолёт получил аэродинамическую схему с изменяемой стреловидностью и двигатели НК‑32, каждый тягой почти по 25 тонн. Их хватало, чтобы разогнать 275‑тонную махину до двух Махов. Свой первый полёт прототип совершил в 1981 году, а в строй Ту‑160 встал уже в конце десятилетия. Машина производилась небольшими сериями, а за все годы было построено чуть более тридцати бомбардировщиков, что по меркам СССР считалось почти штучной работой. Часть этих самолётов после распада страны оказалась на Украине и была утилизирована в рамках разоружения. Остальные остались в России, но и они долгое время стояли без развития. Казалось, что этот самолёт будет первым и последним в своём роде.

Для своего времени он был большим достижением.

Для своего времени он был большим достижением.


После распада Советского Союза судьба Ту‑160 оказалась подвешенной в воздухе. Страна, когда-то создавшая гигантские сверхзвуковые бомбардировщики, оказалась в положении, когда даже их обслуживание становилось слишком дорогим удовольствием. Экономический кризис 1990-х, разрыв производственной кооперации и другие причины привели к тому, что о развитии проекта попросту забыли. Летали лишь немногие оставшиеся машины. Эпоха Ту‑160 явно завершалась. Тем более что многие эксперты считали такие бомбардировщики архаичными: дескать, в век высокоточных ракет и спутниковой разведки махины вроде «Белого лебедя» попросту не нужны. США, к слову, тоже свернули своё производство B‑1 и начали ставку на невидимость и беспилотность. Казалось бы, направление закрыто, и Россия тоже не станет к нему возвращаться.

К настоящему времени Ту-160 стал неактуальным.

К настоящему времени Ту-160 стал неактуальным.


Всё изменила новая реальность. Во-первых, стратегическая авиация вновь оказалась востребованной как носитель дальнобойных крылатых ракет. Во-вторых, стало понятно, что замены Ту‑160 пока просто нет. Перспективный ПАК ДА задерживался, а имеющиеся Ту‑95, несмотря на надёжность, устарели конструктивно. Кроме того, опыт военных кампаний начала 2010-х показал, что дальняя авиация способна решать реальные задачи в современных конфликтах. В итоге решили не модернизировать старые самолёты, а запустить заново их производство, что в мире авиации практически не имеет аналогов. Процесс запустили в 2015 году, а через несколько лет на Казанском авиационном заводе начали собирать новый планер, уже с цифровой 3D-моделью вместо чертежей. В 2022 году модернизированный Ту‑160М поднялся в воздух.

2. Что изменилось: чем Ту‑160М отличается от оригинала

Ту-160М стал продолжением семейства.

Ту-160М стал продолжением семейства.


На первый взгляд, Ту‑160М практически не отличается от своего предшественника: те же обводы, та же переменная стреловидность крыла, тот же массивный фюзеляж с характерным клювом. Но за знакомым силуэтом скрывается совершенно другой самолёт. Конструкторы сохранили аэродинамическую схему и общую архитектуру, а всё остальное пришлось делать заново, с учётом новых технологий, новых задач и новых угроз. Самые заметные изменения были внутри. Вместо аналоговых приборов — полностью цифровая авионика. Вся система управления, навигации, связи, даже работа с вооружением теперь электронные, с высокой степенью автоматизации. Экипаж по-прежнему из четырёх человек, но рабочее пространство стало современнее и эргономичнее. Ушли в прошлое шкалы и лампы, а заменили их многофункциональные дисплеи.

Старая и новая модификации выглядят как близнецы.

Старая и новая модификации выглядят как близнецы.


Ключевым местом в модернизации стал двигатель. Новый НК‑32‑02 — это глубоко переработанная версия тех самых НК‑32, что стояли на оригинале. При той же конструкции он отличается увеличенной тягой, улучшенной топливной эффективностью и ресурсом. Двигатель обеспечивает не только нужную скорость и дальность, но и позволяет значительно расширить боевое применение, включая полёты на максимальной дозвуковой крейсерской скорости без форсажа. В дополнение к этому Ту‑160М получил новую систему связи с интеграцией в современные военные сети. Он может передавать и принимать данные в реальном времени, координироваться с другими самолётами, получать целеуказание от внешних источников. Это особенно важно для применения современных крылатых ракет, таких как Х‑101.

Ту-160М отличается новейшим оборудованием.

Ту-160М отличается новейшим оборудованием.


По боевой нагрузке изменений не так много. Самолёт способен нести до 45 тонн вооружения, включая ракеты в двух внутренних отсеках. Но теперь он рассчитан на совместимость с новыми ракетами, дальнобойными и высокоточными. Кроме того, остаётся резерв под перспективные гиперзвуковые разработки. Внешне корпус также претерпел ряд доработок: новые материалы, улучшенные системы охлаждения, новая обшивка с повышенной стойкостью к нагрузкам и температуре. Часть блоков оборудования перенесена внутрь, убраны некоторые люки и выступы для снижения радиолокационной заметности.

3. Что умеет модернизированный Ту‑160М

Другое отличие - новые двигатели.

Другое отличие - новые двигатели.


Главная сила Ту‑160М — не в том, как он выглядит, а в том, что он теперь может. Если оригинальный «Белый лебедь» создавался как носитель ядерных крылатых ракет для прорыва вглубь территории противника, то его модернизированный вариант — это уже полноценная универсальная платформа для дальнего удара. Причём не только по ядерным целям: современное оружие, высокая автономность и цифровые технологии превратили Ту‑160М в гораздо более гибкий и точный самолёт, чем можно было бы ожидать от бомбардировщика с советскими корнями. Одно из ключевых достоинств — дальность. Максимальная составляет около 14 000 км, а боевой радиус — свыше 7 000, без дозаправки. То есть самолёт может стартовать с глубины российской территории, пройти полконтинента и запустить ракеты, даже не приближаясь к зоне действия ПВО.

Сейчас это единственный серийный стратегический бомбардировщик России.

Сейчас это единственный серийный стратегический бомбардировщик России.


В арсенале Ту‑160М до 12 крылатых ракет, размещённых внутри фюзеляжа на двух барабанных установках. Сегодня это ракеты семейства Х‑101 и Х‑555, каждая из которых способна поражать цель на дальности до 5 000 км. Причём боеголовка может быть как обычной, так и ядерной. Благодаря высокой точности, даже без использования ядерного заряда, Ту‑160М способен разрушать важнейшие объекты инфраструктуры: узлы связи, электростанции, штабы и склады. И всё это с безопасного расстояния. Ещё интереснее потенциал платформы. В отличие от своего предшественника, Ту‑160М с самого начала проектировался с учётом интеграции нового оружия.

Планируется выпуск более 30 экземпляров.

Планируется выпуск более 30 экземпляров.


Кроме ракет, теоретически возможна установка неуправляемых и корректируемых авиабомб — на тот случай, если придётся действовать по менее защищённым целям или в условиях отсутствия ПВО. Впрочем, именно ракеты остаются основным средством удара они позволяют сохранять самолёт вне зоны поражения, экономя его ресурс и минимизируя риск для экипажа. Отдельного упоминания заслуживает комплекс РЭБ — он был полностью обновлён. Новая аппаратура способна глушить сигналы наведения, дезориентировать ракеты с радиолокационным наведением и затруднять работу авиации противника. По сути, Ту‑160М сам себе обеспечивает прикрытие.

В планах - 10 самолётов до 2027 года.

В планах - 10 самолётов до 2027 года.


Суммарно, бомбардировщик Ту‑160М являет собой солидное усиление стратегической авиации. В ближайшие годы их количество сильно увеличится, а благодаря потенциалу, скорости, дальности и вооружению он уже представляет собой серьёзную силу.

Ещё интересное с нашего канала:

Чехонь - рыбешка, которая вкуснее карася и совершенно не пахнет тиной



Один из самых необычных бомбардировщиков в своё время выпустили в Соединённых Штатах. Northrop B-2 Spirit имеет очень необычную форму, ещё более необычное устройство и множество недостатков.

Обратите внимание:

0
2806
Версия для печати