Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



Если отправиться в поселок Горячие Ручьи на побережье Кольского залива, то там особого труда можно будет отыскать старую военно-морскую базу Северного флота. Сегодня этот военный объект окончательно отвоеван Матерью-природой. База заброшена и в значительной степени разрушена. Живут на ней разве что черные бакланы. Однако, главной достопримечательностью этого места являются отнюдь не пернатые, а сохранившийся у причала бетонный корабль. Кто и зачем его построил, и как это «чудо» вообще держится на воде?


Строили такие корабли по всему миру. /Фото: 9111.ru.

Строили такие корабли по всему миру. /Фото: 9111.ru.


Когда люди впервые слышат о железобетонных кораблях, то они, как правило, удивляются. Почему-то не каждый способен поверить в существование плавающих камней, как-то забывая о том, что подавляющее большинство современных судов - есть суть плавающая рельса! На самом деле корабли из железобетона не только реальны, но и достаточно широко применялись в XX столетии. Строят такие и сегодня, правда, заметно реже. В 9 из 10 случаев бетонные корабли применяются в качестве судна поддержки. Первое такое появилось еще в XIX столетии.

Строили такие по всему миру. /Фото: tritonstroy.ru.

Строили такие по всему миру. /Фото: tritonstroy.ru.


Расцвет бетонного судостроения пришелся на времена Первой мировой войны. Неожиданную популярность экзотическая технология обрела из-за банального дефицита стали, который образовался из-за резко возросших потребностей военно-промышленного комплекса ведущих мировых держав. Строили бетонные корабли буквально по всему миру от Китая до Италии и от Швеции до США. Чаще всего по такой технологии строились буксиры, баржи и паромы. В Советском Союзе бетонное судостроение также пользовалось большой популярностью как до Второй мировой войны, так и некоторое время после. Причины востребованности были, по сути, те же – желание сэкономить металл для других проектов.

Сами СХ-3 плавать не могут. /Фото: kchf.ru.

Сами СХ-3 плавать не могут. /Фото: kchf.ru.


Главное достоинство бетонных судов заключается в их дешевизне. Именно по этой причине к подобной технологии чаще всего прибегают во времена войн и экономических кризисов. Однако, есть и минусы. Мореходные качества и зачастую расход горючего у таких кораблей оставляют желать лучшего. Поэтому уже после Второй мировой войны большинство бетонных судов в СССР стояло на причале и использовалось для различных служебных и хозяйственных нужд в качестве баржи. На флоте ненужные бетонные суда часто использовали в качестве мишеней для тренировок. Потопить такое было непросто. Правда, первая же серьезная пробоина отправляла бетонный корабль камнем на дно во всех смыслах.

Один из ПСКЛ-3 в составе Черноморского флота. /Фото: forums.airbase.ru.

Один из ПСКЛ-3 в составе Черноморского флота. /Фото: forums.airbase.ru.


Что же касается загадочного бетонного судна, пришвартованного на базе рядом с Горячими Ручьями, то это так называемое СХ-3 (иногда обозначают ПСКЛ-3). Судно, к слову, не самоходное. Собственного моторного отделения с двигателем у него никогда не было. Использовались СХ-3 преимущественно в качестве вспомогательных судов для баз снабжения советских флотов. В Горячих Ручьях на таком долгие годы находилась продуктовая база с сотнями холодильных камер. Построено судно было в начале 1960-х на Городецком СЗ. В конце 1970-х годов продуктовую базу переоборудовали в штаб. В 1980-е годы вплоть до распада Советского Союза на несамоходном судне располагалась база подводных диверсантов.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте о том, зачем строились самые бестолковые в мире военные корабли.


Обратите внимание:







2117
7.07.2024 16:10
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё