Общество RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Как связаны «магарыч» и сено: 7 фактов из отечественной истории употребления алкоголя



История человечества и его отношений со спиртным очень долгая и занятная. Однако она ещё и своя у каждого региона на планете, и на отечественных просторах она одна из самых насыщенных. За много столетий была выработана особая культура распития горячительных напитков, и если одни традиции уже ушли в забытие, то другие знают и сегодня. Впрочем, это не делает каждую из них менее занимательной.


1. О любви русских к спиртному в прошлом


Пить на отечественных просторах любили, и потребности в заведения удовлетворяли с лихвой.

Пить на отечественных просторах любили, и потребности в заведения удовлетворяли с лихвой.


Сегодня трудно будет сказать, какая именно нация в разное время была самой пьющей. Однако в годы Российской империи существовала большая культура распития спиртных напитков, которая явно опережала многие близлежащие государства И проявлялось это даже к статистике: так, по информации редакции novate.ru, в дореволюционной России на 150 взрослых жителей приходился один трактир, а в странах Европы одна таверна или паб был аж на тысячу человек.

2. О значении фразы «Ехать на Яр»


Если ехали на Яр, то собирались знатно повеселиться и даже дебоширить.

Если ехали на Яр, то собирались знатно повеселиться и даже дебоширить.


Как и сегодня, в национальной традиции русских прошлого была целая система иносказаний, связанных с весёлым времяпрепровождением за стопкой чего-то крепкого. А так как отечественная элита уж очень любила заниматься посещением кабаков, то в ходу у них была фраза: «Ехать на Яр». Если прислуге или ямщику произносили эти слова, то они точно понимали, что помещик отправляется гулять на весь вечер или даже ночь, причём, вероятно, с элементом дебоша в выбранном питейном заведении.

3. О разнообразии заведений для распития алкоголя


Трактиры были популярны на Руси, но система заведений была огромной.

Трактиры были популярны на Руси, но система заведений была огромной.


За долгие годы развития алкогольной культуры в Российском государстве каких только типов заведений для употребления спиртного не появилось. Одним из самых первых был кабак, который заимствовали в правление Ивана Грозного из завоёванной Казани - это заведение, где можно было остановиться, вкусно поесть и выпить. Трактиры, при этом, предлагали ещё и возможность ночлега. Существовали и другие типы заведений, например, кофейня, ресторан, харчевня, с услугой ночлега или без, работающие стационарно или только на вынос - разнообразие было огромным.

4. Об «Адмиральском полдне»


Император Пётр Великий придумал время для распития водки и традицию штрафной.

Император Пётр Великий придумал время для распития водки и традицию штрафной.


Эта интересная традиция была внедрена императором Петром I: в 11 часов утра он вместе со своими придворными или советниками, кто был рядом, пили популярную в то время «анисовую водку». Что ещё более занятно, так это введение правителем наказаний для бояр и элиты за опоздание на «Адмиральский час» - та самая «штрафная»,подразумевавшая, что провинившийся обязан был выпить целый кубок водки, который ему вливал император.

5. О правилах распития спиртного для донских казаков


Донские казаки имели собственные правила распития алкоголя.

Донские казаки имели собственные правила распития алкоголя.


Несмотря на то, что казаков нередко изображают крепко пьющими, они не позволяли себе безграничных вольностей в отношении алкоголя - всё-таки, они были воинами. Поэтому существовали правила и обычаи, которым казаки подчинялись, чтобы выпить и не опозориться. Например, они старались не распивать алкоголь в одиночку, предпочитая компаниями посещать кабак. К слову, именно от казаков появилось большинство известных сегодня традиций распития стопок, призванных задержать гостя подольше - таким образом разгулявшимся мужикам можно было налить ещё и ещё, но при этом обязательно иметь повод выпить, чтобы оправдать очередную порцию.

6. О малоизвестных казацких стопках


Если казак был в поле один, то вполне мог выпить с конём - для этого и тост существовал.

Если казак был в поле один, то вполне мог выпить с конём - для этого и тост существовал.


Несмотря на то, что некоторые тосты мы знаем даже сегодня, были у казаков такие, которые повсеместного распространения не получили, однако не стали от этого менее интересными. Так, существовала «круговая застольная» стопка, предписывавшая поднять чарки определённое количество раз - по числу гостей на празднике. Интересной была и стопка «с мордой коня», причём название здесь буквальное: если казак нашёл чарку водки в дороге, то чокается с собственной лошадью.

6. О реальном смысле тоста «На посошок»


Реально задокументированный эпизод, когда пили на посошок по правилам.

Реально задокументированный эпизод, когда пили на посошок по правилам.


Количество тостов, связанных с отбытием гостя из праздничного стола, просто огромное количество придумали предки. Самым же известным был и остаётся «на посошок», вот только его изначальный смысл несколько иной, чем это сегодня представляют. Оказывается, «на посошок» пили не все, кто собирался уходить домой, а лишь казаки, которые отправлялись на войну и выходили из дома для общего сбора на площади. Было и ещё одно условие, чтобы пить «на посошок» - казак добирался до места сбора пешком.

7. О значении «магарыча»


Оказывается, даже сено - это повод для магарыча.

Оказывается, даже сено - это повод для магарыча.


Донские казаки, собственно, и популяризовали магарыч, который мы сегодня понимаем как необходимость «проставиться» за что-то. Однако такой тип проявления признательности за помощь или другое действие первоначально имел строгий перечень причин, потому что был не поводом напиться, а важным ритуалом во взаимоотношениях казаков. Чаще всего магарыч выставляли за приобретение чего-то важного для воинского дела, коня либо оружия, а также по случаю возвращения с военное похода или удачной охоты. Была и ещё одна причина для магарыча и, как ни странно, это сено: сами казаки в земледелии не трудились, но земли для получения сены, чтобы кормить коня, были необходимы. Вот когда происходило распределение сенокосов с помощью жребия, то самый везучий и выставлял магарыч.

В дополнение к теме: Насколько калорийны горячительные напитки, от которых так боятся поправиться после застолья

Обратите внимание:

0
1745
Версия для печати