
История человечества и его отношений со спиртным очень долгая и занятная. Однако она ещё и своя у каждого региона на планете, и на отечественных просторах она одна из самых насыщенных. За много столетий была выработана особая культура распития горячительных напитков, и если одни традиции уже ушли в забытие, то другие знают и сегодня. Впрочем, это не делает каждую из них менее занимательной.
1. О любви русских к спиртному в прошлом

Пить на отечественных просторах любили, и потребности в заведения удовлетворяли с лихвой.
Сегодня трудно будет сказать, какая именно нация в разное время была самой пьющей. Однако в годы Российской империи существовала большая культура распития спиртных напитков, которая явно опережала многие близлежащие государства И проявлялось это даже к статистике: так, по информации редакции novate.ru, в дореволюционной России на 150 взрослых жителей приходился один трактир, а в странах Европы одна таверна или паб был аж на тысячу человек.
2. О значении фразы «Ехать на Яр»

Если ехали на Яр, то собирались знатно повеселиться и даже дебоширить.
Как и сегодня, в национальной традиции русских прошлого была целая система иносказаний, связанных с весёлым времяпрепровождением за стопкой чего-то крепкого. А так как отечественная элита уж очень любила заниматься посещением кабаков, то в ходу у них была фраза: «Ехать на Яр». Если прислуге или ямщику произносили эти слова, то они точно понимали, что помещик отправляется гулять на весь вечер или даже ночь, причём, вероятно, с элементом дебоша в выбранном питейном заведении.
3. О разнообразии заведений для распития алкоголя

Трактиры были популярны на Руси, но система заведений была огромной.
За долгие годы развития алкогольной культуры в Российском государстве каких только типов заведений для употребления спиртного не появилось. Одним из самых первых был кабак, который заимствовали в правление Ивана Грозного из завоёванной Казани - это заведение, где можно было остановиться, вкусно поесть и выпить. Трактиры, при этом, предлагали ещё и возможность ночлега. Существовали и другие типы заведений, например, кофейня, ресторан, харчевня, с услугой ночлега или без, работающие стационарно или только на вынос - разнообразие было огромным.
4. Об «Адмиральском полдне»

Император Пётр Великий придумал время для распития водки и традицию штрафной.
Эта интересная традиция была внедрена императором Петром I: в 11 часов утра он вместе со своими придворными или советниками, кто был рядом, пили популярную в то время «анисовую водку». Что ещё более занятно, так это введение правителем наказаний для бояр и элиты за опоздание на «Адмиральский час» - та самая «штрафная»,подразумевавшая, что провинившийся обязан был выпить целый кубок водки, который ему вливал император.
5. О правилах распития спиртного для донских казаков

Донские казаки имели собственные правила распития алкоголя.
Несмотря на то, что казаков нередко изображают крепко пьющими, они не позволяли себе безграничных вольностей в отношении алкоголя - всё-таки, они были воинами. Поэтому существовали правила и обычаи, которым казаки подчинялись, чтобы выпить и не опозориться. Например, они старались не распивать алкоголь в одиночку, предпочитая компаниями посещать кабак. К слову, именно от казаков появилось большинство известных сегодня традиций распития стопок, призванных задержать гостя подольше - таким образом разгулявшимся мужикам можно было налить ещё и ещё, но при этом обязательно иметь повод выпить, чтобы оправдать очередную порцию.
6. О малоизвестных казацких стопках

Если казак был в поле один, то вполне мог выпить с конём - для этого и тост существовал.
Несмотря на то, что некоторые тосты мы знаем даже сегодня, были у казаков такие, которые повсеместного распространения не получили, однако не стали от этого менее интересными. Так, существовала «круговая застольная» стопка, предписывавшая поднять чарки определённое количество раз - по числу гостей на празднике. Интересной была и стопка «с мордой коня», причём название здесь буквальное: если казак нашёл чарку водки в дороге, то чокается с собственной лошадью.
6. О реальном смысле тоста «На посошок»

Реально задокументированный эпизод, когда пили на посошок по правилам.
Количество тостов, связанных с отбытием гостя из праздничного стола, просто огромное количество придумали предки. Самым же известным был и остаётся «на посошок», вот только его изначальный смысл несколько иной, чем это сегодня представляют. Оказывается, «на посошок» пили не все, кто собирался уходить домой, а лишь казаки, которые отправлялись на войну и выходили из дома для общего сбора на площади. Было и ещё одно условие, чтобы пить «на посошок» - казак добирался до места сбора пешком.
7. О значении «магарыча»

Оказывается, даже сено - это повод для магарыча.
Донские казаки, собственно, и популяризовали магарыч, который мы сегодня понимаем как необходимость «проставиться» за что-то. Однако такой тип проявления признательности за помощь или другое действие первоначально имел строгий перечень причин, потому что был не поводом напиться, а важным ритуалом во взаимоотношениях казаков. Чаще всего магарыч выставляли за приобретение чего-то важного для воинского дела, коня либо оружия, а также по случаю возвращения с военное похода или удачной охоты. Была и ещё одна причина для магарыча и, как ни странно, это сено: сами казаки в земледелии не трудились, но земли для получения сены, чтобы кормить коня, были необходимы. Вот когда происходило распределение сенокосов с помощью жребия, то самый везучий и выставлял магарыч.
В дополнение к теме: Насколько калорийны горячительные напитки, от которых так боятся поправиться после застолья
