На некоторых фотографиях времен Второй мировой войны можно увидеть достаточно занятную сцену: подразделение красноармейцев лежит на земле и целится из винтовок в небо. Очевидно, что бойцы отнюдь не растрачивают впустую боезапас, а пытаются таким образом сбить вражеский самолет. Однако, возникает закономерный вопрос: а возможно ли это в принципе?
Сбить самолет вполне реально. |Фото: ya.ru.
Если не ходить вокруг да около, то три раза «да» - самолет времен Второй мировой войны из винтовки сбить можно. Конечно же, речь в данном случае идет не о стратегических бомбардировщиках, а о самолетах, которые могут двигаться у самой земли. Более того, подобная стрельба была отнюдь не какой-то «самодеятельностью» военнослужащих. В 1942 году советский воениздат опубликовал для армии свод рекомендаций о том, как и когда лучше стрелять по низколетящему самолету.
Даже противотанкисты стреляли. |Фото: history-doc.ru.
Обстреливать быстродвижущуюся цель, согласно уставам, предписывалось на расстоянии не более 500 метров. Лучшими моментами для поражения вражеской летающей машины считались пикирование и обратный набор высоты. Помимо прочего в наставлении 1942 года содержалась специальная табличка, которая приводила данные по упреждению выстрела в зависимости от модели самолета и его примерной скорости.
Даже зенитки из Максимов справлялись так себе. |Фото: smolbattle.ru.
Что же касается шансов сбить самолет таким образом, то безусловно они были небольшими. Даже мелкокалиберные системы ПВО, чаще всего созданные на базе нескольких спаренных пулеметов, справлялись со сбиванием самолетов не очень хорошо. Эффективность стрельбы пехоты, даже целого подразделения, предсказуемым образом была еще ниже. Однако, даже это было лучше, чем позволить вражескому самолету безнаказанно летать над позициями или маршевой колонной.
Самолет можно как минимум отпугнуть или ранить пилота внутри. ¦Фото: Pinterest.
Любой самолет врага – это страшная опасность. Однако, важно понимать главное: сбивать вражескую машину необязательно. Конечно, такой исход столкновения особенно приятен, однако если воздушного налетчика получится хотя бы отогнать и заставить вернуться на базу ведением массированного огня по нему – то это уже победа. Тем более, что даже если он и вернется, самолет может получить какой-никакой урон, что вынудит механиков врага тратить время на ремонт машины, что тоже можно назвать вкладом в общую победу.
А вот интересное видео с нашего канала:
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, как новый танк Т-34-85 показал себя в первых боях, появившись на фронте в марте 1944 года.