Автомобили на дровах современному человеку кажутся утопией. Но в будущем, если вдруг не станет углеводородных ресурсов, то они могут стать настоящим спасением, как стали во время Второй Мировой войны. Как вообще машина может работать на дровах и какаю роль они играли?
Во время военного конфликта середины XX века, весь бензин старались поставлять для заправки самолетов, танков или военных грузовиков. Обычные машины в основном ездили на всякой древесине. Солдаты их заправляли сосновыми шишками или или угольными брикетами.
Советский «газген» / Фото: pro-dachnikov.com
Как же был устроен газогенератор в таких машинах? Его принцип работы прост: кидаешь в специальную печь всяческую «органику» и уже из нее выделяется углеродный оксид. Далее идет активный процесс охлаждения, в этом процессе в него добавляется водород. Эта смесь называется генераторный газ. Эту смесь можно использовать как замену бензину, она может выделять достаточно энергии для движения. Чтобы установить такую систему, даже не нужно было сильно перебирать двигатель. Инженерам стоило только заменить основные детали, и произвести установку смесителя. Можно было вообще практически ничего не менять. Но это сильно влияло на характеристики автомобиля.
СССР в одно время с европейскими странами стали устанавливать на машины газогенераторы. Это началось в 1923 году. В. С. Наумов получил исключительный патент на собственную газогенераторную установку. Он впоследствии станет одним из самых ярых сторонников использования такого вида топлива. Уже в 1927 году газогенератор Наумова сумели установить на итальянский «Фиат». Результат оставил хорошее впечатление. Уже через год профессиональные специалисты решаются организовать автомобильный пробег, в котором участвовали только машины с газогенераторами. «Фиат» и французский «Сомюа» отлично справились с задачей и многие эксперты сделали вывод, что можно сделать массовой установку газогенераторов на машины. В 1934 году советское руководство организовало автопробег семи газоненераторных машин. Специалисты поставили себе задачу сделать и показать эффективность советских газогенераторов.
ГАЗ-51 с газогенераторным двигателем / Фото: pro-dachnikov.com
Как только в советском руководстве понимают, что скоро неизбежно начнется военный конфликт, то много внимания падает на автомобили с альтернативным топливом.
В июле 1938 года стартовал автомобильный пробег огромного масштаба. Он включал в себя 17 автомобилей, 12 из них ехали на дровах, 5 на обычном бензине. Некоторые «газгены» шли на дровах и угле, иногда специалисты экспериментировали и добавляли даже соломенные брикеты. Пробег длился около 58 дней и за его время серьезных поломок у машин замечено не было. Большинство экспертов оказались удовлетворены результатом и в способностях «газгенов» уже перестали искать какие-либо минусы.
Грузовики ЗИС-5 и ГАЗ-АА в ходе этого пробега продемонстрировали отличные результаты, перейдя от опытных автомобилей к серийным. Вскоре произошло некоторое удлинение модели ЗИС-14. Первоначально столкнувшись с более низким спросом, в ЗИС-14 был встроен газогенератор Александра Пельтцера. Такой генератор позволял легко работать на дровах.
Несмотря на такие недостатки, как уменьшенное грузовое пространство и скорость, грузовики с газогенераторами нашли применение в отдаленных регионах. У них было много древесины, но бензин достать достаточно проблемно. Активное производство ЗИС-21 продолжалось до эвакуации завода в 1941 году. В результате чего в Москве было изготовлено около 15 445 единиц.
Так выглядел прошедший испытание ЗИС-5 / Фото: xn——8sbhddgpbzwd2bn7b.xn
Этим автомобилям досталась тяжелая доля работы в тылу. Особенно много ее стало, когда «бензиновых» братьев стали вывозить к месту военного конфликта. Многие «газгены» в основном трудились в лесозаготовках, но иногда помогали и перевозить различный инвентарь в тылу. В 1939 году завод в Горьком активно наладил производство ГАЗ-42. Классической «полуторке» такая модель немного проигрывала. У нее была ниже грузоподъёмность, только до 1,2 тонны, а также ниже была и скорость, только до 50 км/ч. Эту модель можно было заправлять практически любой органикой.
Водители активно использовали древесные материалы из сосны. Но иногда в ход шла и береза вместе с дубом. Главное чтобы дрова были сухими и не имели большой гнили. «Заправляли» машину даже шишками, торфом, опилками, корой или соломой. Эти материалы нужно было хорошо спрессовать и сделать в виде сбитого брикета.
«Заправка» газогенераторного автомобиля / Фото: russiainphoto.ru
Дозаправлять «газгены» нужно было довольно часто. Каждые 60-80 километров им требовался новый материал. Много места в кузове занимал и взятый с собой деревянный «бензин». Даже с учетом таких весомых недостатков, эти машины хорошо помогали экономить дорогостоящий бензин во время войны. Уральские водители придумали такую систему, каждые 60 километров класть на трассе большое количество древесины, чтобы ее не возить с собой.
ГАЗ-42 закончили производить через год после войны. Всего же успели сделать около 33 тысяч экземпляров. На Урале стали производить ЗИС-21А. Выпускали такие автомобили не от хорошей жизни. Послевоенный период в стране ознаменовался большим дефицитом бензина. Добыча нефти во время военного конфликта упала до минимума, а поставки по ленд-лизу после окончания конфликта резко прекратились. ЗИС-21А активно выпускали на Урале, их до 1952 года набралось около 18 тысяч единиц. После этого создают новую модель - УралЗИС-352. Основная ее особенность заключалась в том, что она могла заправляться древесиной, которая была сильно влажной. Если на предыдущих моделях влага в дровах должна была быть до 22%, то в новой модели могла достигать 40.
«Газген» в музейном виде / Фото: topwar.ru
УралЗИС-352 стал последним «газгеном» в Советском Союзе. В 1956 году их прекращают выпускать. За все время работы инженеры сумели сконструировать 15 303 единицы. Но даже после окончания производства, такие машины можно было увидеть на улицах страны. В Урале даже вплоть до 1970-х годов.
На Novate.ru также есть интересный материал про пять крутых советских грузовиков, которые не добрались до конвейера.