Гонка вооружений начала двадцатого столетия развернулась еще задолго до Первой мировой войны. Поэтому нет ничего удивительного в том, что к началу боевых действий количество тяжелой военной техники у большинства европейских стран было приличным. Причем характерной чертой этого процесса стали проявления «гигантомании». Но впереди планеты всей в этом отношении оказалась Германия, а ярким примером данной тенденции является «Большая Берта» - монструозная мортира, которую вполне оправданно называли «убийцей фортов».
Пожалуй, самая известная мортира Первой мировой. /Фото: military.wikireading.ru
Ко времени, когда была развязана Первая мировая война, немецкое вооружение было на высочайшем уровне и считалось едва ли не самым лучшим на планете. Однако больше всего выделялось именно сверхтяжелое артиллерийское оружие. И это неудивительно, ведь эпоха наращивания вооружения получила развитие еще на рубеже XIX-XX столетий, что на фоне тенденции активного развития промышленности и технологий является абсолютно закономерным.
Германия начала ХХ века: за мирным фасадом шло активное наращивание вооружения. /Фото: europe-today.ru
Возвращаясь к началу Первой мировой войны, следует отметить, что объемы произведенного оружия немцами были действительно впечатляющими: по данным редакции Novate.ru, летом 1914 года в армии Германской империи не менее трех с половиной тысяч единиц тяжелой артиллерии, и на протяжении боевых действий это первенство немцы сумели сохранить, увеличив количество тяжелых орудий к 1918 году более чем вдвое - до 7860 единиц.
До массового использования танков и авиации артиллерия на войне была во главе угла. /Фото: wio.ru
Однако не только оружия коснулся научно-технический прогресс. Ряд европейских государств, среди которых были в том числе Франция и Бельгия, использовали новые технологии в сооружении фортификационных укреплений нового типа. И именно для того, чтобы справиться со стенами современных фортов и крепостей, немецкое командование и решило инициировать создание подходящего для этого оружия.
Бельгийская крепость Намюр в 1914 году. /Фото: warspot.ru
Для проектирования и дальнейшей разработки сверхмощного артиллерийского орудия была привлечена компания Альфреда Круппа. Справедливости ради, следует уточнить, что фактически создавать эту огромную мортиру начали задолго до начала Первой мировой войны, еще в 1904 году. А окончательная доработка оружия была завершена только восемь лет спустя - в 1912 году. Все это время проектированием мортиры занимался главный конструктор промышленного концерна «Крупп» профессор Фриц Раушенбергер. А фактическое производство орудия осуществлялось мощностями завода Krupp Armament в Эссене.
Рисунок «Большой Берты». /Фото: homsk.com
Примерно тогда же появилось и легендарное прозвище монструозной мортиры - «Большая Берта». Так, считается, что ее нарекли по имени внучки основателя концерна Альфреда Круппа, Берты. В начале двадцатого столетия именно она была официальной владелицей всего «пушечного» гиганта. Правда, достоверной эту версию назвать сложно, но и фактов, ее опровергающих или представляющих другой вариант появления этого прозвища, также не сохранилось.
Берта Крупп с мужем, 1927 год. /Фото: wikipedia.org
Интересна история с обозначением назначения сверхтяжелого артиллерийского орудия. Все дело в том, что в официальной проектной документации орудие называлось «короткой морской пушкой», а вот в реальности их применяли исключительно на суше. Причем, судя по техническим характеристикам мортиры, первоначальное ее назначение заключалось как раз в последнем. Поэтому историки предполагают, что подобный подлог в документах был совершен в целях конспирации.
Разработка была настолько же масштабной, насколько и тайной. /Фото: livejournal.com
Исходя из заказа, который получила фирма «Крупп» в начале XX столетия, проект предполагал производство орудия, которое способно пробить бронеплиты толщиной до 300 мм или бетонные перекрытия толщиной до трех метров, которые зачастую составляли основной оборонный потенциал фортификационных сооружений. Были определены и планируемые показатели мощности боеприпаса для новой мортиры: на тот момент уже было известно, то 305-мм снаряды не справляются с крепостями, поэтому немецкие конструкторы решили пойти на увеличение калибра.
Это оружие было тяжелым во всех отношениях. /Фото: russian7.ru/
Использование столь крупных бетонобойных и бронебойных боеприпасов, масса которых нередко превышала целую тонну, привело к тому, что в период Первой мировой войны прозвище «Большая Берта» применялось одновременно к двум артиллерийским орудиям с боеприпасом 420-мм – полустационарной мортире - так называемому «типу Гамма» и мобильной модификации на колесном лафете «типе М». Последняя позже получила обозначение Schwere Kartaune или тип β-M.
Мортира Schwere Kartaune. /Фото: kaisersbunker.com
На производство гигантских мортир немцы денег не жалели: по данным редакции Novatе.ru, одна «Большая Берта» стоила около одного миллиона марок, что пересчета на современный курс составляет почти пять с половиной миллионов евро. Все орудия могли произвести две тысячи выстрелов, каждый из которых оценивался в полторы тысячи марок.
«Большая Берта», тип Гамма. /Фото: topwar.ru
Столь крупное оружие требовало не только больших денег, но и немалых усилий по подготовке его к непосредственной эксплуатации. Причем на этот процесс уходило не менее десяти дней. Вначале необходимо вырыть котлован для бетонного основания орудия - обычно на это тратили сутки. Потом целая неделя уходила на затвердевание бетонного раствора, который должен был гасить отдачу от стрельбы 420-мм мортиры. Для дальнейшего оборудовании огневой позиции применялся специальный кран грузоподъемностью 25 тонн. И его работа также шла в ряд этапов, ведь в боевом положении «Большая Берта» весить более ста тонн.
Процесс сборки мортиры с применением крана. /Фото: homsk.com
Такая махина не могла похвастаться большой скорострельностью: она была способна отправить в полет всего восемь снарядов в час. В стандартном бронебойном снаряде содержалось 25 килограмм взрывчатого вещества. Мортира могла дать им скорость около 400 метров в секунду, максимальная дальность стрельбы при этом составляла 12,5 километров. Фугасный же боеприпас улетал дальше - более чем на 14 километров со скоростью 450 метров в секунду.
Сборка и перевозка было делом трудном и долгим. /Фото: alternathistory.com
Когда же оружие заканчивало свою работу и приходил момент транспортировки на другое место дислокации, за дело брались специальные тракторы-тягачи, которые также разработали специалисты концерна Круппа совместно с компанией «Даймлер». Причем для перевозки одной мортиры и сопутствующего оборудования необходимо было сразу четыре специальных транспортных повозки.
Транспортировка мортиры типа Гамма. /Фото: topwar.ru
«Большие Берты» калибра 420-мм немецкие войска использовали чуть ли не с первых дней после начала Первой мировой войны. И во время операций по взятию крепостей и фортов бельгийцев и французов они проявили себя более чем успешно. Ярким примером их использования стал обстрел бельгийской крепости Льеж.
Так, например, сохранились свидетельства, что после удара бронебойных снарядов «Большой Берты» в стенах вражеских фортификационных укреплений появлялись проломы размером до десяти метров, а вот фугасные боеприпасы показали отличную результативность в борьбе с земляными сооружениями. Именно эта эффективности и послужила толчком для того, чтобы англичане и французы присвоили мортире прозвище «убийца фортов».
Руины бельгийского форта в 1914 году. /Фото: curieuseshistoires-belgique.be
Во втором этапе войны «Большая Берта» нередко подвергалась изменениям, направленным на увеличение дальнобойности снаряда. Поэтому они использовались несколько реже, чем до этого. А когда было подписано Компьенское перемирие, означавшее капитуляцию Германии, судьба монструозной мортиры буквально повисла на волоске. Ведь согласно условиям подписанного позже Версальского мирного договора, столь крупное вооружение предписано было уничтожить. Имелись данные о том, что США взяли два орудия себе, одно из которых некоторое время было музейным экспонатом, а затем его переплавили. А вот судьба второй мортиры осталась неизвестной.
Компьенское перемирие и Версальский договор должны были поставить точку в истории мортиры. /Фото: mimeticmargins.com
А вот в немецких источниках содержится информация о том, что одна «Большая Берта» все-таки осталась в Германии: она, судя по всему, официально даже не находилась на вооружении имперской армии, а годами стояла на испытательном полигоне заводов Круппа. Во второй половине тридцатых годов, уже в период гитлеровского наращивания вооружения ее ввели в состав вермахта, и применяли во Второй мировой войне. Сохранилось как минимум два эпизода, где она использовалась: в июне 1942 года во время штурма Севастополя и в 1944 году при подавлении Варшавского восстания.
Хочешь знать больше о непростой истории орудия, которое превзошло не только «Большую Берту», но и все, что тогда существовало? Тогда читай: Как «Малютка Давид» «Дору» перерос: почему самое крупнокалиберное оружие в мире не вышло на поле боя