Едва ли можно назвать Советский Союз великой морской державой. Однако, несмотря на это, флот у страны все равно был впечатляющий. В том числе военно-морской флот. На момент 1988 года в составе советских ВМФ было 1 380 боевых кораблей, которые среди прочего несли 1 142 боевых самолета! Были среди советских кораблей и настоящие гиганты - произведения инженерного гения и плоды труда сотен тысяч советских граждан. Но, Михаил Сергеевич «Освободитель» всячески поспособствовал тому, чтобы оставить Россию не только без единого экономического пространства с 15 братскими республиками и 8 странами-союзницами по ОВД, но лишить страну лучших из ее надводных кораблей.
1. ССВ-33 «Урал»
Флагман советской разведки. /Фото: myskillsconnect.com.
Официально ССВ-33 «Урал» характеризовался не иначе как «Большой атомный разведывательный корабль проекта 1941». Слово «большой» едва ли объективно отражает действительность… Лучше подошло бы слово «огромный» или даже «исполинский». Протяженность «Урала» составляла 265 метров. Размер имел значение, так как на ССВ-33 должно было располагаться огромное количество высокотехнологичного оборудования для отслеживания летательных аппаратов НАТО, в первую очередь – ракет. Корабль был заложен на верфи в 1981 году и построен в рекордные сроки. Правда, флоту его передали лишь в 1989 из-за проблем с электроникой. Уникальное судно стало флагманом 38-й бригады разведывательных кораблей разведки Тихоокеанского флота. В 1990 и 1991 году на корабле случилось два пожара. Последовавший распад страны Советов привел к тому, что ремонтировать «Урал» не стали, а просто списали в утиль вместе с некоторыми другими атомными гигантами СССР.
2. ТАКР «Минск», «Киев», «Баку», «Новороссийск»
ТАКР Минск во всей красе. /Фото: fishki.net.
Собственные авианосцы в Советском Союзе не строили, хотя вопрос создания авианосных групп неоднократно поднимался в разные годы. Помимо экономических причин, решение отказаться от авианосцев как в США было продиктовано и некоторыми другими причинами. Тем не менее полностью от авианесущих кораблей в СССР вовсе не отказывались. В качестве плавучих аэродромов было решено использовать (тяжелые) авианесущие крейсера, объединяющие в себе функционал боевых кораблей-крейсеров и авианосцев.
Один из крейсеров проекта. /Фото: myskillsconnect.com.
Первые советские «авианосцы» появились при Брежневе в 1960-е годы. Ими были корабли проекта 1125 «Москва» и «Ленинград». А в 1970-е годы началась работа по созданию серии тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143. Так на свет появились крейсеры «Киев», «Минск» «Новороссийск» и «Баку» (он же «Адмирал Горшков»). После распада СССР судьба всех крейсеров оказалась печальна. «Киев» продали в Китай, «Минск» и «Новороссийск» сдали на металлолом в Южную Корею. «Баку» простоял после 1991 года на привязи до 2004-го, пока не был продан в Индию, где с 2008 года служит в качестве флагмана индийского флота под названием «Викрамадитья».
3. БДК «Носорог»
Большой - потому что советский! /Фото: gunsfriend.ru.
Советские «Носороги» создавались под влиянием новостей о том, что в США якобы появился принципиально новый тип десантных кораблей «Тарава». Особенностью последних были не только впечатляющие габариты, но и поддержка самых разнообразных способов десантирования личного состава и техники. В Союзе же в рамках проекта 1174 было создано три уникальных крупногабаритных БДК: «Иван Рогов», «Митрофан Москаленко» и «Александр Николаев». Каждый из них имел водоизмещение в 14 тысяч тонн и мог перевезти, например, 57 танков на расстояние в 7 500 морских миль при постоянной скорости в 14 узлов. Хотя советские БДК уступали американской «Тараве» по водоизмещению и полезной нагрузке, они заметно превосходили ее и все аналогичные суда по скорости движения и дальности плаванья. После распада страны Советов участь каждого из десантных кораблей оказалась печальной. Из-за недостатка финансирования, каждый из них приговорили к сдаче на металлолом.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, где Америка опозорилась, Китай строит собственную рельсовую пушку.