В период Холодной войны обе сверхдержавы пытались не просто нарастить собственный вленный потенциал, но и изучить его же у противника, чтобы понимать, где его сильные и слабые стороны, и заодно усилиться самим там, где идеологический враг сильнее. Поэтому разведки обеих стран активно работали над тем, чтобы добыть сведения о технике друг друга, и подводные лодки в этом отношении исключением не были. А когда информация о них появилась в общем доступе, они стали настоящими символами Холодной войны, которая в том числе шла и на океанских глубинах.
1. Проект 705 «Лира» (СССР)
Советская подлодка, которая оказалась слишком сложной даже для ее создателей. /Фото: topwar.ru
В классификации НАТО подлодки этого проекта именовались «Альфа», что прямо указывало на их первенство среди существующих на тот момент аналогов. Ведь эта субмарины тогда была практически неуязвимой для вооружения. Созданная в конце 1950-х годов, она обладала просто феноменальной скоростью в 40 узлов, а также могла похвастаться первой в мире установленной комплексной автоматизированной системой управления, поэтому экипаж состоял всего из 24 человек и шести мичманов.
Еще одной особенностью подлодки,но проекта 705 была силовая установка, представленная реактором на быстрых нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ), что позволяло ей быть более безопасной и при этом очень мощной. Даже тот факт, что подлодки издавали сильный шум на полном ходу, не делал их более уязвимыми - американцы подвергались ещё и психологическому давлению, когда понимали, что это за машина. Однако сложности в эксплуатации в конечном итоге привели к выводу из состава флота всех шести субмарины проекта 705, а их утилизация продолжается и сегодня.
2. SSN-571 «Наутилус» (США)
Пожалуй, самая известная американская субмарина времен Холодной войны. /Фото: defesanet.com.br
Эта атомная подводная лодка была спущена на воду в 1954 году и была первой в своём роде. Это выгодно её отличало от существовавших тогда дизель-электрических машин. Был у «Наутилуса» и ещё один рекорд: он является первым подводным кораблем, который достиг Северного полюса. Впрочем, эти регалии не дали ей ни большой военной славы, ни массового производства: единственная подлодка этого типа была выведена из состава флота в 1980 году, а спустя несколько лет стала частью экспозиции музея подводного флота США.
3. К-278 «Комсомолец» (СССР)
Подлодка, которая больше известна концом своего пути /Фото: moreman.su
Советская атомная подводная лодка впервые опустилась в водные глубины в 1983 году и был единственным подводным кораблём проекта 685 «Плавник», которому принадлежит мировой рекорд по погружению на максимальную глубину - 1027 м. Такие способности делали её практически неуязвимой для любых противолодочных средств и незаметной для гидроакустических средств обнаружения. Однако это не дало ей долгой жизни: 7 апреля 1989 года подводная лодка затонула в результате пожара.
4. Проект 613 (СССР)
Самая массовая советская подводная лодка. /Фото: livejournal.com
Советские дизель-электрические средние подводные лодки проекта 613 известны, прежде всего, как самые массовые в послевоенной истории- их было построено 215 единиц. Кроме того, она стала основой для 21 модификации других субмарин. Подлодки проекта 613 были очень известны ещё и потому, что больше 40 единиц было продано в другие страны, в том числе в Китай. На вооружении СССР они стояли до 1990 года.
5. Проект 949А «Антей» (СССР)
Атомная подлодка созданная на излёте Советского Союза. /Фото: defendingrussia.ru
Впервые эти советские субмарины были выпущены на воду в 1985 и довольно быстро обзавелись говорящим прозвищем - «убийцы авианосцев». А всё потому, что на борту этих гигантов помещается 24 крылатые ракеты противокорабельного комплекса «Гранит». Всего подводных лодок проекта «Антей» было 11,но одну вот уже больше двадцати лет знает весь мир: это К-141 «Курск», которая затонула в Баренцевом море 12 августа 2000 года.
6. SSBN-598 «Джордж Вашингтон» (США)
Еще одна субмарина из США времен Холодной войны. /Фото: wikipedia.org
Это американская подводная лодка была первым атомным ракетоносцем, а также головным корабль своего типа ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Она несла на борту 16 двухступенчатых баллистических ракет UGM-27 «Поларис» и была способна запускать их с глубины до 25 метров. Всего было построено 5 субмарин этого типа, первая из которых была спущена на воду в 1959 году. Вывод же серии из эксплуатации был завершён в 1985 году.
История уникального спеуоружия из СССР - в видео на нашем канале:
В дополнение к теме: Больше её - нет: что представляет из себя российская атомная подводная лодка «Акула»