Важной частью истории Второй мировой войны стали бомбардировщики. Они наносили разрушительные удары по различным объектам и скоплениям живой силы противника, оставляя после себя разрушения и тысячи жертв. В те времена боевые действия были по-особому жесткими, а стороны поражали не только объекты военной инфраструктуры, но и заводы, фермы и жилые кварталы.
1. B-17
«Летающая крепость» эффективно действовал на Тихоокеанском фронте Второй мировой войны/ Фото: ruwiki.ru
Если говорить о культовых американских бомбардировщиках, которые снискали славу во времена Второй мировой войны, то одним из самых известных будет B-17 Flying Fortress («Летающая крепость»), произведенный компанией Boeing.
Этот самолет успешно показал себя на Тихоокеанском фронте, сбросив на территорию врага колоссальное количество авиабомб. Модель отличилась невероятным запасом прочности и рекордной устойчивостью к повреждениям, так как могла продолжать полет даже после получения существенного урона.
Вопреки своим габаритным размерам, В-17 отличился шикарной маневренностью. Из-за этого многие пилоты отдавали ему больше предпочтения, чем Consolidated B-24 Liberator. По факту, данный самолет стал третьим по массовости летательным аппаратом такого типа, уступив лишь Юнкерсу Ju 88 и В-24.
Кроме нанесения бомбовых ударов, «Летающая крепость» также использовалась для транспортных задач, обнаружения и ликвидации подводных лодок, а также для поисково-спасательных мероприятий. На данный момент известно о 45 сохранившихся экземплярах В-17, большая часть из которых хранится в американских музеях. Более того, 4 экземпляра находятся в отличном состоянии вплоть до того, чтобы в любую минуту подняться в воздух.
2. Junkers Ju 88
Ju 88 был снабжен двумя моторами/ Фото: topwar.ru
На следующем месте идет шустрый двухмоторный бомбардировщик, развивающий внушительную скорость полета, которая считается рекордной по меркам тех времен. Именно «Юнкерсы» стали едва ли не главным элементом фашистского блицкрига, нанося разрушительные удары в пикировании, бомбардировки торпедами и разведки с первых дней и до завершения войны.
По массовости Junkers Ju 88 уступает лишь В-24. К тому же у него имеется множество модификаций и версий. Несмотря на то, что многие ассоциируют с ним немецкую авиацию, модель также эксплуатировалась в Финляндии, которая использовала ее для воздушных боев с советской авиацией.
3. Boeing B-29 Superfortress
Boeing B-29 Superfortress участвовал в атомных бомбардировках Японии/ Фото: popularmechanics.com
Третью строчку занимает бомбардировщик B-29, который и завершил военные действия, так как участвовал в атомных бомбардировках Нагасаки и Хиросимы. Из-за этой операции самолет получил зловещую славу и стал единственным летательным аппаратом, использовавшим оружие массового вооружения в реальных боевых условиях.
Однако путь В-29 не ограничивается лишь атомной бомбардировкой японских городов. Модель поступила на вооружение в 1944 году и получила множество инженерных новшеств, превзойдя предыдущий бомбардировщик В-17. У него на 100% герметичная кабина, трехоопорное шасси и прогрессивная авионика.
Следует отметить, что два экземпляра модели, названные Doc и FiFi, по-прежнему летают, а в общей сложности сохранилось 20 таких самолетов.
4. Avro Lancaster
Avro Lancaster имел рекордную грузоподъемность/ Фото: simpleflyingimages.com
Далее хочется рассмотреть тяжелый бомбардировщик с четырьмя моторами Avro Lancaster, который стал основой бомбардировочных сил Великобритании. На тот момент он обладал рекордной грузоподъемностью среди всех бомбардировщиков. Внушительный отсек для боеприпасов делал самолет высокоэффективным при нанесении авиаударов.
5. Consolidated B-24 Liberator
Consolidated B-24 Liberator оставался в строю до 1968 года/ Фото: airpowersquadron.org
Пятое место занял Consolidated B-24 Liberator. И это наиболее массовый бомбардировщик в истории авиастроения. Модель получила 4-моторную компоновку и стала использоваться с 1941 года, оставаясь в строю вплоть до 1968 года, когда индийские вооруженные силы исключили его из состава ВВС страны.
Летательный аппарат является разработкой корпорации Consolidated Aircraft Company, которая перестала существовать после ухода самолета «на пенсию».
Кроме бомбардировочных операций на европейском континенте, В-24 совместно с В-17 стал основой американских ВВС, а также показал свою эффективность в борьбе с подводными лодками и контролировал атлантический регион. На данный момент известно о наличии 13 сохранившихся экземпляров, причем шесть из них принадлежат индийским военно-воздушным силам.
6. ТБ-7
ТБ-7 был доработан к 1940 году/ Фото: airwar.ru
Тяжелый самолет ТБ-7 поднялся в воздушное пространство в 1936 году, но из-за конструктивно сложного исполнения и ряда неполадок с силовым агрегатом его окончательно доработали лишь в 1940 году.
Стартовые экземпляры поступили в распоряжение советских войск в 1941 году. На протяжении определенного времени ТБ-7 оставался очень востребованным летательным аппаратом, мало чем уступающим американским и британским конкурентам.
Машина имела внушительный вес в 35 тонн и размах крыльев 39 метров. Максимальная скорость полета составляла 445 км/ч. В боекомплекте могла находиться тяжелая бомба ФАБ-5000, а с советской территории ему удавалось достичь самых важных немецких центров. К слову, в августе 1941 года ТБ-7 был отправлен бомбить Берлин.
В 1942 году самолет переименовали в Пе-8, и он продолжил эксплуатироваться авиационными полками, нанося удары по отдаленным объектам финнов и на территории Восточной Пруссии. Однако бомбардировщик также стал грозой для стратегически важных объектов возле линии фронта, оставаясь единственным советским самолетом, способным сбрасывать 5-тонные ФАБ.
Весной 1942 года самолет также совершил важную миссию, вылетев в США и Великобританию, где на его борт села делегация под руководством В.М. Молотова. Самолет пролетел над оккупированными советскими и европейскими городами, при этом средства противовоздушной обороны противника не смогли его выявить.
После посещения британской и американской территории Пе-8 вернулся обратно. До 1944 года на свет появилось 90 экземпляров бомбардировщика, сыгравших свою особую роль на театре боевых действий.
7. Short Stirling
Short Stirling мог нести на борту до 6,3 тонны полезной нагрузки/ Фото: planehistoria.com
После разрушительного разгрома на территории Франции британские вооруженные силы уже не могли противостоять сухопутным войскам Германии, поэтому сделали ставку на воздушные бои. Британцы стремились ликвидировать объекты военной промышленности вермахта, совершая массированные налеты бомбардировочной авиацией.
На тот момент на их вооружении, кроме двухмоторных самолетов, был и четырехмоторный Short Stirling, бравший на борт до 6,3 тонны полезной нагрузки в виде авиабомб и доставляющих их на расстояние до 1200 км. Полная боевая масса была равна 30 тоннам, а размах крыльев составлял 30 метров. Скорость полета достигала 420 км/ч.
Изначально вооруженные силы Великобритании поражали военные цели в дневное время, но из-за частого столкновения с зенитными установками и истребителями приступили к ночным полетам, продолжая эту стратегию вплоть до завершения боевых действий. И в этих условиях Short Stirling показал себя максимально живучим и эффективным самолетом.
Примерно до середины Второй мировой войны он оставался в строю и полностью устраивал Лондон. Но поскольку немецкие бомбардировки становились еще более массовыми, британцы нуждались в авиации с увеличенной дальностью полета и еще большей бомбовой нагрузкой.
Интересно также узнать про 3 лучших самолета-разведчика в мире - малозаметных и эффективных.