Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Турецкий гибрид - экраноплан, беспилотник и ракета в одном лице




Экраноплан был и остаётся перспективной идеей, их строили много раз и во многих странах, в том числе и в России, но до сколько-нибудь массового использования дело так и не дошло по сугубо техническим причинам. Тем не менее о них не забыли, и в ближайшее время эта экзотика может превратиться в нечто до сих пор невиданное. Не так давно Турция представила проект GEV TALAY, эдакий гибрид экраноплана, беспилотника и крылатой ракеты, который должен получить от них лучшие черты.


1. Самолёт над водой

Советский экраноплан

Советский экраноплан


Экраноплан – крайне необычный вид транспорта. Он летит всего в нескольких метрах над поверхностью воды, опираясь на воздушную подушку между крылом и волнами. За счёт этого он летит над морем гораздо быстрее корабля, но тратит куда меньше топлива, чем самолёт. Поначалу эта идея казалась прорывом в технологиях, а построенный в Советском Союзе гигантский «Лунь» выглядел как крылатый корабль из будущего. Правда, инновационной массовой техники так и не вышло. Экранопланы оказались крайне сложными в управлении и стоили дорого, а неразвитая электроника того времени не позволяла как следует контролировать их работу. Несовершенный и плохо управляемый транспорт был никому не нужен, и интерес к нему угас.

Современная машина

Современная машина


Правда, идею не забыли, экранопланы получили дальнейшее развитие и сейчас хоть и не массово, но используются. Новые композиты, электроника и мощные двигатели сделали их более безопасными, стабильными и послушными в управлении. Военные экранопланами тоже заинтересовались. Летит такая машина очень низко, на радарах почти незаметна, а большая грузоподъёмность позволяет установить на неё немало вооружений. Перспективные разработки в этом направлении ведутся в нескольких странах, и Турция – не исключение. Интересно, что специалисты компании STM пошли гораздо дальше и решили не думать над модернизацией классического экраноплана. Вместо этого они приспособили принцип его работы для своих целей и фактически создали совершенно новый вид техники.

2. Турецкий проект GEV TALAY

Сфера деятельности компании STM

Сфера деятельности компании STM


Турецкая компания STM — одно из главных оборонных предприятий страны, известная своими беспилотниками и корабельными системами. Первые изображения концепта GEV (Ground Effect Vehicle) TALAY появились ещё в 2023 году, и совершенно неожиданно вызвали интерес даже у широкой публики, а не только у специалистов. По замыслу конструкторов, TALAY должен стартовать как обычный самолёт и разгоняться по воде или по короткой взлётной полосе, а полёт в штатном режиме должен проходить на высоте менее пяти метров. При необходимости аппарат может набрать ещё большую высоту, чтобы обойти препятствие или продолжить движение в режиме беспилотника. В его конструкцию входит турбореактивный двигатель, аэродинамическое оперение с V-образным хвостом и складывающиеся крылья, которые должны облегчить транспортировку.

Проект GEV (Ground Effect Vehicle) TALAY

Проект GEV (Ground Effect Vehicle) TALAY


Инженеры разрабатывали TALAY как универсальную летающую машину, а потому сделали проект в нескольких вариантах – от лёгкого разведывательного до ударного. По данным STM, платформу можно оборудовать впечатляющим набором техники, включая оптико-электронные системы, разведывательные датчики и, теоретически, лёгкое вооружение. Учитывая размах крыла и длину макета, можно предположить, что реальный аппарат будет весить несколько тонн и сможет развивать скорость свыше 400 км/ч. Главное же предназначение GEV TALAY – работа в условиях, где классическим летательным аппаратам и катерам не хватает возможностей.

3. Три в одном

TALAY имеет нестандартную конструкцию

TALAY имеет нестандартную конструкцию


С самого начала TALAY задуман не как экраноплан нового поколения, а как многофункциональный гибрид, который может менять режим работы в зависимости от текущей задачи. В режиме экраноплана он может использовать «воздушную подушку» и скользить в нескольких метрах над поверхностью моря. При этом он должен иметь высокую скорость, минимальный расход топлива и пониженную заметность для большинства морских радаров. Для разведки и наблюдения за большой площадью TALAY может увеличить высоту, то есть он вполне способен работать как беспилотник. На такой случай инженеры предусмотрели автоматическую систему стабилизации и продвинутую навигацию, которые помогают удерживать маршрут без участия оператора. На борту у него предполагается установить оборудование для поддержки связи с другими беспилотниками, кораблями или наземными пунктами.

Это и беспилотник, и экраноплан

Это и беспилотник, и экраноплан


Третья роль TALAY — крылатая ракета. Во время полёта на сверхмалой высоте и с высокой скоростью он действительно напоминает ракету. На него вполне можно нагрузить боевую часть и использовать для точной доставки к цели. Хоть сейчас и сложно об этом судить, TALAY наверняка получится дешевле, чем противокорабельная высокоточная ракета. Как бы то ни было, всё это пока что остаётся на стадии опытных моделей и компьютерных расчётов, но сама идея крайне интересна и может оказаться очень полезной.

4. Что делает TALAY особенным

На текущий момент имеется только масштабный макет

На текущий момент имеется только масштабный макет


Самое необычное в проекте — это как инженеры подошли к аэродинамике и конструкции корпуса. У классических экранопланов крыло широкое, с большим размахом, чтобы создавать устойчивую воздушную подушку. TALAY, наоборот, получил короткие крылья с острым профилем и плавным переходом в фюзеляж. Его форма ближе к ракете, он оборудован современными системами стабилизации и сможет устойчиво лететь даже при сильных порывах ветра. При этом он весьма лёгкий благодаря композитным материалам, а турбореактивный двигатель позволит ему стартовать без катапульты и разгоняться почти до скорости самолёта. Для управления в GEV TALAY поставят цифровой комплекс для координации работы рулей, стабилизаторов и тяги. Он сможет анализировать внешние данные и самостоятельно поддерживать курс. При этом система управления должна будет учитывать даже форму волны, чтобы аппарат не терял устойчивость на малой высоте. Как заявляют разработчики, TALAY сможет садиться на воду и взлетать с неё, используя собственную тягу, а потому его можно будет обслуживать без специальной инфраструктуры прямо на палубе корабля, предварительно достав из воды.

Предположительно, испытания макета

Предположительно, испытания макета


Турция давно и всерьёз занимается беспилотными технологиями, и новая разработка может принести большую пользу. Если разработчик сможет преодолеть возникшие в ходе работ трудности, TALAY окажется бесценным для страны с длинной береговой линией. Он может патрулировать прибрежную зону, помогать в контроле судоходных маршрутов, доставлять грузы и эвакуировать людей. Не говоря уже о боевом применении. При этом TALAY не требует взлётной полосы и вполне может работать с корабельной палубы или прибрежного пункта дислокации. Для военных он может выполнять роль разведчика, для гражданских служб – быть частью морской логистики и помощью в экстренных ситуациях. У этого летательного аппарата слишком много интересных особенностей, поэтому с большой долей вероятности этот проект доведут до конца, если не случится что-нибудь экстраординарное.

Ещё интересное с нашего канала:

За что советские водители-фронтовики полюбили американский Студебекер



Экраноплан – гениальное изобретение: большой, с огромной грузоподъёмностью и солидной дальностью, а самым известным из них было советский военный транспорт «Лунь». Правда, все созданные ранее проекты либо забросили, либо не достроили, современные же развиваются очень медленно по давно известным техническим причинам.

Обратите внимание:

0
1768
Версия для печати