
Экраноплан был и остаётся перспективной идеей, их строили много раз и во многих странах, в том числе и в России, но до сколько-нибудь массового использования дело так и не дошло по сугубо техническим причинам. Тем не менее о них не забыли, и в ближайшее время эта экзотика может превратиться в нечто до сих пор невиданное. Не так давно Турция представила проект GEV TALAY, эдакий гибрид экраноплана, беспилотника и крылатой ракеты, который должен получить от них лучшие черты.
1. Самолёт над водой

Советский экраноплан
Экраноплан – крайне необычный вид транспорта. Он летит всего в нескольких метрах над поверхностью воды, опираясь на воздушную подушку между крылом и волнами. За счёт этого он летит над морем гораздо быстрее корабля, но тратит куда меньше топлива, чем самолёт. Поначалу эта идея казалась прорывом в технологиях, а построенный в Советском Союзе гигантский «Лунь» выглядел как крылатый корабль из будущего. Правда, инновационной массовой техники так и не вышло. Экранопланы оказались крайне сложными в управлении и стоили дорого, а неразвитая электроника того времени не позволяла как следует контролировать их работу. Несовершенный и плохо управляемый транспорт был никому не нужен, и интерес к нему угас.

Современная машина
Правда, идею не забыли, экранопланы получили дальнейшее развитие и сейчас хоть и не массово, но используются. Новые композиты, электроника и мощные двигатели сделали их более безопасными, стабильными и послушными в управлении. Военные экранопланами тоже заинтересовались. Летит такая машина очень низко, на радарах почти незаметна, а большая грузоподъёмность позволяет установить на неё немало вооружений. Перспективные разработки в этом направлении ведутся в нескольких странах, и Турция – не исключение. Интересно, что специалисты компании STM пошли гораздо дальше и решили не думать над модернизацией классического экраноплана. Вместо этого они приспособили принцип его работы для своих целей и фактически создали совершенно новый вид техники.
2. Турецкий проект GEV TALAY

Сфера деятельности компании STM
Турецкая компания STM — одно из главных оборонных предприятий страны, известная своими беспилотниками и корабельными системами. Первые изображения концепта GEV (Ground Effect Vehicle) TALAY появились ещё в 2023 году, и совершенно неожиданно вызвали интерес даже у широкой публики, а не только у специалистов. По замыслу конструкторов, TALAY должен стартовать как обычный самолёт и разгоняться по воде или по короткой взлётной полосе, а полёт в штатном режиме должен проходить на высоте менее пяти метров. При необходимости аппарат может набрать ещё большую высоту, чтобы обойти препятствие или продолжить движение в режиме беспилотника. В его конструкцию входит турбореактивный двигатель, аэродинамическое оперение с V-образным хвостом и складывающиеся крылья, которые должны облегчить транспортировку.

Проект GEV (Ground Effect Vehicle) TALAY
Инженеры разрабатывали TALAY как универсальную летающую машину, а потому сделали проект в нескольких вариантах – от лёгкого разведывательного до ударного. По данным STM, платформу можно оборудовать впечатляющим набором техники, включая оптико-электронные системы, разведывательные датчики и, теоретически, лёгкое вооружение. Учитывая размах крыла и длину макета, можно предположить, что реальный аппарат будет весить несколько тонн и сможет развивать скорость свыше 400 км/ч. Главное же предназначение GEV TALAY – работа в условиях, где классическим летательным аппаратам и катерам не хватает возможностей.
3. Три в одном

TALAY имеет нестандартную конструкцию
С самого начала TALAY задуман не как экраноплан нового поколения, а как многофункциональный гибрид, который может менять режим работы в зависимости от текущей задачи. В режиме экраноплана он может использовать «воздушную подушку» и скользить в нескольких метрах над поверхностью моря. При этом он должен иметь высокую скорость, минимальный расход топлива и пониженную заметность для большинства морских радаров. Для разведки и наблюдения за большой площадью TALAY может увеличить высоту, то есть он вполне способен работать как беспилотник. На такой случай инженеры предусмотрели автоматическую систему стабилизации и продвинутую навигацию, которые помогают удерживать маршрут без участия оператора. На борту у него предполагается установить оборудование для поддержки связи с другими беспилотниками, кораблями или наземными пунктами.

Это и беспилотник, и экраноплан
Третья роль TALAY — крылатая ракета. Во время полёта на сверхмалой высоте и с высокой скоростью он действительно напоминает ракету. На него вполне можно нагрузить боевую часть и использовать для точной доставки к цели. Хоть сейчас и сложно об этом судить, TALAY наверняка получится дешевле, чем противокорабельная высокоточная ракета. Как бы то ни было, всё это пока что остаётся на стадии опытных моделей и компьютерных расчётов, но сама идея крайне интересна и может оказаться очень полезной.
4. Что делает TALAY особенным

На текущий момент имеется только масштабный макет
Самое необычное в проекте — это как инженеры подошли к аэродинамике и конструкции корпуса. У классических экранопланов крыло широкое, с большим размахом, чтобы создавать устойчивую воздушную подушку. TALAY, наоборот, получил короткие крылья с острым профилем и плавным переходом в фюзеляж. Его форма ближе к ракете, он оборудован современными системами стабилизации и сможет устойчиво лететь даже при сильных порывах ветра. При этом он весьма лёгкий благодаря композитным материалам, а турбореактивный двигатель позволит ему стартовать без катапульты и разгоняться почти до скорости самолёта. Для управления в GEV TALAY поставят цифровой комплекс для координации работы рулей, стабилизаторов и тяги. Он сможет анализировать внешние данные и самостоятельно поддерживать курс. При этом система управления должна будет учитывать даже форму волны, чтобы аппарат не терял устойчивость на малой высоте. Как заявляют разработчики, TALAY сможет садиться на воду и взлетать с неё, используя собственную тягу, а потому его можно будет обслуживать без специальной инфраструктуры прямо на палубе корабля, предварительно достав из воды.

Предположительно, испытания макета
Турция давно и всерьёз занимается беспилотными технологиями, и новая разработка может принести большую пользу. Если разработчик сможет преодолеть возникшие в ходе работ трудности, TALAY окажется бесценным для страны с длинной береговой линией. Он может патрулировать прибрежную зону, помогать в контроле судоходных маршрутов, доставлять грузы и эвакуировать людей. Не говоря уже о боевом применении. При этом TALAY не требует взлётной полосы и вполне может работать с корабельной палубы или прибрежного пункта дислокации. Для военных он может выполнять роль разведчика, для гражданских служб – быть частью морской логистики и помощью в экстренных ситуациях. У этого летательного аппарата слишком много интересных особенностей, поэтому с большой долей вероятности этот проект доведут до конца, если не случится что-нибудь экстраординарное.
Ещё интересное с нашего канала:
За что советские водители-фронтовики полюбили американский Студебекер
Экраноплан – гениальное изобретение: большой, с огромной грузоподъёмностью и солидной дальностью, а самым известным из них было советский военный транспорт «Лунь». Правда, все созданные ранее проекты либо забросили, либо не достроили, современные же развиваются очень медленно по давно известным техническим причинам.
