
Летом 1941 в Советском Союзе был создан один из самых универсальных военных самолётов в отечественной истории – Пе-3. Но что особенно интересно, разработана эта машина была в поистине короткие сроки. Владимиру Петлякову была поставлена задача создать дальний истребитель всего за три дня. С этой задачей конструктор справился как никто другой. Но как же такое вообще оказалось возможным?

Владимир Петляков.
В 1936 году Владимир Михайлович Петляков взялся за работу над 4-моторным бомбардировщиком ТБ-7. По ряду причин, в частности из-за отсутствия подходящих двигателей, работы по проекту отечественной «летающий крепости» постоянно затягивались. По всей видимости это обстоятельство стало одной из ключевых точек в последующем обвинении Петлякова во вредительстве. В итоге в ноябре 1937 года конструктор на полгода заехал в Бутырскую тюрьму в ожидании приговора. Параллельно в стране Советов шли и другие аресты представителей инженерной интеллигенции. В конце 1938 года главой НКВД СССР становится Лаврентий Берия по инициативе которого для осуждённых конструкторов создаётся ЦКБ-29. Туда-то вместе с Мясищевым, Томашевичем, Туполевым попадает и Петляков.

Та самая Туполевская шарашка.
В то же году Петляков приступил к разработке высотного истребителя ВИ-100, который по задумке должен был летать на высоте до 10 км и разгоняться до 630 км/ч. Опытный образец истребителя совершил первый полёт в декабре следующего года. Машину оснастили парой двигателей М-105, а также вооружили парой пулемётов ШКАС и парой пушек ШВАК. Экипаж ВИ-100 состоял из трёх человек: пилота, штурмана, стрелка-радиста. При этом прототип был приспособлен, в том числе для переноски двух бомбовых кассет для 24-артиллерийский снарядов или 96 авиационных бомб. Второй прототип ВИ-100 получил также внешние держатели для крепления бомб массой 250 или 500 кг. Государственные испытания машины прошли весной 1940 года. Несмотря на то, что ВИ-100 попал в тяжелую аварию, комиссия вынесла по самолёту позитивный вердикт, предсказуемо снабдив его перечнем необходимых доработок (преимущественно по оперению и крылу). Тогда же было принято решение о создании на базе ВИ-100 пикирующего бомбардировщика.

Сначала был ВИ-100.
Так, проект опытного ВИ-100 сначала превратился в ПБ-100, а Пе-2, который в последствии станет одним из самых массовых (тираж более 11 тысяч) и успешных пикирующих бомбардировщиков Великой Отечественной войны. Вместе с тем, первоначальный проект создания на базе ВИ-100 высотного истребителя лёг в пыльный ящик до лета 1941 года. После «самого длинного дня» надобности в 2-мотрном высотном истребителе по-прежнему не было. Однако, в августе ситуация начала меняться. Появилась необходимость обеспечения истребительного прикрытия в условиях действия на большом удалении от аэродрома. На первом этапе в качестве эрзац-истребителя для этих целей стали привлекать бомбардировщики Пе-2. Параллельно Петлякову была поставлена задача в кратчайшие сроки (за 4 дня) разработать новую машину.

Затем появился Пе-2.
С задачей конструктор справился. За основу тяжелого истребителя Пе-3 был взят бомбардировщик Пе-2. Спустя 5 дней после начала разработки машина совершила первый полёт. Новая машина лишилась всего бомбардировочного оснащения и оборудования. В бывший бомболюк было решено установить дополнительный топливный бак ещё на 250 литров горючего. Также самолёт лишился стрелка-радиста, на место которого образовался ещё один топливный бак на 225 литров. Вполне предсказуемо было наращено истребительное вооружение самолёта: машина получила ещё пару пулемётов. Также с самолёта сняли автомат пикирования (теперь он был машине ни к чему), тормозные решётки, фотооборудование, а также часть прочего более не нужного оборудования. Наконец, Пе-3 обзавёлся новой истребительной радиостанцией взамен бомбардировочной. С конца августа первые тяжелые истребители стали поступать в войска.

Пе-3 продукт модернизации Пе-2.
Первым на Пе-3 перешёл 95-й БАП, получивший название истребительного и вошедший в состав 6-го корпуса ПВО. Вскоре новенькие Пе-3 пошли на вооружение и других полков. Использовался самолёт преимущественно в качества барражирующего перехватчика – самолёта, что должен был поджидать бомбардировщики противника над ключевыми объектами Советского Союза. Также Пе-3 продолжали использовать в качестве самолётов сопровождения, в том числе при транспортировке дипломатических миссий. Например, Пе-3 участвовали в доставке британской делегации в Москву в 1941 году. В ходе битвы за Москву самолёт также ограниченно использовался в качестве истребителя-бомбардировщика. Служили эти самолёты вплоть до конца войны. Однако, к концу 1943 года в советских ВВС осталось всего одно полнокровное подразделение вооружённое Пе-3. В 1944 году этих машин осталось не более 30, в результате чего оставшиеся «тройки» стали применять главным образом для ведения аэрофторазведки. Последние «Пешки» в истребительном исполнении дожили до начала 1950-х.
А вот интересное видео с нашего канала - 3 лучших российских боевых вертолета, завоевавших симпатии военных всего мира:
В продолжение темы читайте о том, почему многие автомобилисты остаются недовольны AGM-аккумуляторами.
