Москва, которая неоднократно подвергалась вторжениям, разрушениям, разграблению, завоеванию, перестройке и расширению, в свое время потерявшая статус столицы в пользу нового города и вернувшая его после революции, требовала незамедлительной реконструкции согласно новым идеям и потребностям XX века. Хотя реорганизовать почти 800-летний город, с десятками церквей, монастырей, тысячами купеческих особняков, датируемых XVI-XVII веками, построенных в хаосе узких улочек и переулков, для молодого государства было архисложной задачей. Только в 1935 году удалось разработать «Генеральный план реконструкции города Москвы», задуманный как «наступление на старую Москву», которое полностью преобразило город. Но какой ценой!
1. Причины преобразования Москвы в крупнейший город государства
Нерациональное городское планирование и плотная застройка Москвы требовала скорейшей реконструкции города.
Конец XIX начало XX века показал, что Москва, как крупный торговый город, не может оставаться в том же состоянии, в котором просуществовала более 700 лет. Менялись условия, традиции, катастрофически быстро увеличивалось население, которому нужно было где-то жить. Это не могло не волновать прогрессивных архитекторов еще царской России, которые выдвигали инициативы преобразования и курс на европейские приоритеты градостроительства. Еще в 1913 году Николай Щенков, депутат Московской думы, только возглавивший Комиссию по благоустройству города, призванную разработать новую концепцию осовременивания городской планировки говорил: «Москва должна принять европейский вид. Исторические памятники и здания, конечно, останутся, но теперешний азиатский характер города – все эти кривые улочки, неправильную планировку построек и странную окраску домов – необходимо уничтожить...». Такого мнения придерживались и ведущие архитекторы империи, которые понимали всю сложность реконструкции и выдвигали идеи вертикальной застройки, которая, конечно же, закроет исторические памятники и величественные соборы.
За величием Кремлевских стен сохранялись не только памятники архитектуры, но и бездарное использование пространства, стихийная застройка и даже трущобы.
Но нагрянувшая Первая мировая война и подоспевшая революция 1917 года уничтожили на корню все начинания царской Комиссии, зато за дело принялось молодое правительство, перенесшее столицу РСФСР и СССР в Москву. Новый статус налагал свои условия городского планирования, а если к этому прибавить упорное стремление доказать всему буржуазному миру преимущества социалистического строя, то становится понятным почему руководство шло на любые меры, чтобы превратить древний город в современную столицу, которая должна была стать «маяком революции».
План Москвы из приложения I к книге Сергея Шестакова «Большая Москва». | Фото: ru.wikipedia.org.
На первых порах что-либо строить не было возможности, комитеты по благоустройству попросту трансформировали имеющиеся постройки под свои нужды. А вот народ, многотысячными толпами ринувшийся в новую столицу, начал занимать особняки, роскошные отели и доходные дома, превращая их в куммуналки. Кто не успел занять заветный уголок и вовсе ютился в подвалах, на вокзалах и даже под мостами, хотя эти люди учились и работали как все, но жить им попросту негде было. Такого положения социалистическое государство допустить не могло, ведь идеи равенства еще были свежи и актуальны, поэтому начали изыскивать возможности расселение людей.
Также стоит отметить, что к тому времени началась индустриализация Страны советов, призванная преодолеть экономическую и техническую отсталость государства и достичь экономической независимости. Это решение требовало обеспечения рабочего народа крышей над головой, что еще больше подтолкнуло к разработке проектов возведения быстровозводимого жилья, которым и стали бараки. Но если для рабочих поселков такие дома были нормой, то столица должна была блистать и всем своим видом доказывать преимущества нового строя.
2. Как Москва начала превращаться в образец мирового социализма
Тоталитарное руководство Сталина сдвинуло с мертвой точки реконструкцию Москвы. | Фото: healingwaterscenter.com.
Москва, которая не раз оказывалась в эпицентре трагических событий (вторжения, разрушения, разграбления, пожары, перестройка и расширение), хоть и многие столетия была крупным городом, но разрасталась без рациональных градостроительных норм, что привело к стихийным застройкам, замысловатым дорожным сообщениям и узким переулкам, по которым к началу XX века не могли продвигаться ни экипажи, ни тем более появившиеся автомобили. Новое время, новый режим и молненное разрастание города требовали незамедлительного вмешательства властей, которые не знали, как правильно подойти к этому вопросу.
Так выглядел Генеральный план реконструкции Москвы, принятый в 1935 году. | Фото: ru.wikipedia.org.
Недальновидная политика в отношении ученых, интеллигенции, творческих людей, приведшая к их эмиграции или ссылке/уничтожению давала свои горькие плоды. Никак не получалось быстро развернуть строительство, ведь не было специалистов, которые смогли просчитать все риски и разработать новые проекты, удовлетворяющие пожелания советского руководство, в особенности Сталина, бредившего созданием грандиозных сооружений, равных которым не было в капиталистическом мире.
К разработке проекта реконструкции Москвы были подключены иностранные архитекторы с мировым именем, но они не смогли проникнуться социалистической идеей. | Фото: healingwaterscenter.com.
По этой причине было принято решение провести закрытый конкурс архитектурных проектов реорганизации Москвы, в котором участвовали лучшие иностранные специалисты того времени. Учитывая, что для них были чужды те традиции, которые многие века поддерживались в городе, Ле Корбюзье, например, предлагал снести весь центр и начать все с нуля, поскольку былое строительство, даже самых значимых памятников архитектуры велось в полном беспорядке и без изначальной закладки сетки города. Ханнес Мейер (один из директоров популярной немецкой школы Баухаус) и Эрнст Мэй (разработчик проекта «Новый Франкфурт») были менее радикальными, но выдвинули предположение, что с такой планировкой и распределением пространства город может вместить не более 1 млн человек, хотя уже к 1930-м гг. здесь проживало в три раза больше.
Ни один представленный проект не удовлетворил советское руководство, поэтому задание передали проектным мастерским Моссовета, которые под руководством Лазаря Кагановича с 1933 разрабатывали «Генеральный план реконструкции Москвы». Подписанный Сталиным и Вячеславом Молотовым 10 июля 1935 года, Генплан был задуман как «наступление на старую Москву, которое полностью преобразило бы город».
Такой Москву хотел видеть Сталин.
Был разработан план, предусматривающий расширение территории города с 285 до 600 квадратных километров, преимущественно, за счет сельскохозяйственных угодий на юге и западе за Ленинскими горками (более известными как Воробьевы горы). Москву ожидали: 16 крупных проектов автомагистралей, строительство «нескольких монументальных зданий общегосударственного значения», 15 миллионов кв. метров нового жилья для размещения общей численности населения около 5 млн человек, зеленый пояс шириной до десяти километров вокруг города и много других внедрений.
Главные идеи, которые преследовало советское руководство при проведении реконструкции Москвы. | Фото: humus.livejournal.com.
Большим прорывом в обновлении столицы СССР стало строительство метрополитена. | Фото: healingwaterscenter.com.
Еще в то время, когда лишь составлялся генеральный план, старая Москва уже начала уступать место новой. Одним из главных объектов новой Москвы должен был стать Московский метрополитен, который был заложен в марте 1932 года и введен в эксплуатацию 14 мая 1935 года. Вторым проектом, начатым в начале 1930-х годов, стало строительство канала Москва-Волга, в процессе которого использовалась дармовая рабочая сила (200 тыс. заключенных). Также была произведена закладка нескольких небоскребов, от вида которых захватывал дух (на эскизах, пока еще).
3. Неоконченный проект Дворца Советов
Нашумевший проект Дворца Советов, который разрабатывали лучшие архитекторы, но предпочтение отдали концепту советского архитектора Бориса Иофана. | Фото: russianprehistory.com.
Еще в 1922 году Сергей Киров на Первом Всесоюзном съезде Советов, высказал мнение, что для заседаний представителей от рабочих крестьян понадобится более грандиозное здание, которое и не снилось врагам революции. Но дальше разговоров и пропагандистских речей дело не сдвинулось вплоть до начала 1930-х, когда сам Сталин не вознамерился затмить весь мир, сделав Москву безошибочным символом коммунизма и Советского Союза.
Грандиозный комплекс Дворца Советов должен был вмещать до 20 тыс. человек одновременно. | Фото: russianprehistory.com.
В этот период начали разрабатывать амбициозный проект строительства 8 небоскребов (известных «Семи сестер»), а также Дворец Советов высотой в 415 метров, который бы затмил существующие на тот момент проекты капиталистического мира. Для разработки монументального Дворца, способного принимать собрания до 20 тыс. человек, был проведен архитектурный конкурс, в котором участвовало 160 советских и зарубежных архитекторов, в том числе личности с мировым именем – Вальтер Гропиус и Ле Корбюзье. В июне 1933 года жюри во главе с Молотовым все же приняло разработку одесского архитектора Бориса Иофана, чей террасный дворец с колоннадой и статуей Ленина высотой 90 метров на его вершине должен был стать самым высоким зданием в мире, «переплюнув» на 8 метров недавно завершенный Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке.
Главным элементом мегаграндиозного комплекса должна была стать 90-метровая статуя Ленина. | Фото: russianprehistory.com.
Примечательно: Амбициозный концепт одесского архитектора мегакомплекса Дворец Советов привлек внимание всего мира. Это была эпоха, когда приветствовались грандиозные архитектурные проекты, поэтому неудивительно, что в 1937 году проект Иофана получил приз на Международной выставке искусства и технологий в современной жизни, проходившей в Париже.
Поскольку для реализации мечты Сталина о самом грандиозном объекте всех времен и народов в стране специалистов не оказалось, поэтому ведущие советские архитекторы Щуко и Хелфрич отправились в Соединенные Штаты, чтобы изучить технологии и методы, ведь страна была на переднем крае строительного бума небоскребов. Также для реализации проекта было нанято несколько американских консультантов, что само по себе являло собой редкий пример передачи технологий из Соединенных Штатов в Советский Союз.
Ради строительства Дворца Советов был взорван Храм Христа Искупителя – один из крупнейших православных соборов мира.
Все бы ничего, но началу грандиозного строительства мешала главная святыня Москвы. Ради освобождения выгодного участка был снесен Храм Христа Искупителя – один из крупнейших в мире православных храмов. Его расположение вблизи Кремля стало роковым фактом, о котором остается лишь сожалеть, как и в случае с другими церквями и монастырскими комплексами, разрушенными в безумном стремлении стереть с лица земли все, что связано с царским режимом. Плюс ко всему подоспела новая идея – атеизм и непримиримая борьба с религией, рьяные участники которой уничтожали древние святыни тысячами, а что не удалось демонтировать, с неистовством превращали в склады, зернохранилища, клубы или отдавали под мастерские.
Идеи амбициозного проекта Дворца Советов так и осталась лишь на картинах, марках, открытках и в учебниках. | Фото: theartnewspaper.ru.
Современная версия Храма Христа Спасителя на былом месте. | Фото: bangkokbook.ru.
Что же касается дальнейшей судьбы Дома Советов, то авторы Novate.ru хотели бы напомнить, что на месте гигантских размеров котлована (металл из фундамента ушел на оборонительные нужды во время Великой Отечественной войны) в 1958 году (правление Никиты Хрущева) появился самый большой в мире открытый плавательный бассейн «Москва». А в 1990 году этот участок был возвращен православной церкви, которая мечтала восстановить собор. В 1994 году после закрытия бассейна началось строительство реплики Храма Христа, проект которого (на основе сохранившихся документов и фотографий) разрабатывал Зураб Церетели. Хотя его видение приняли не все архитекторы и активисты наследия. Тем не менее новый Храм Христа Искупителя, который был освящен в 2000 году, в настоящее время является главной достопримечательностью Москвы и третьим по высоте православным храмом в мире.
3. Потеря исторической самобытности в стремлении сделать Москву безошибочным символом коммунизма и Советского Союза
Новое видение улиц и площадей Москвы от советских архитекторов.
Масштаб, простор и величие – главные приоритеты в обновлении столицы СССР.
Казалось бы, такая активность идет на пользу населения и нужно только порадоваться. Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Учитывая структуру старинного города, неудивительно, что для грандиозного преобразования и строительства современных зданий требовалась и перепланировка улиц, и демонтаж старинных сооружений, включая уникальнейшие храмы и монастырские ансамбли, а порой и полный снос целых районов старого города, несмотря на историческую значимость объектов, построенных в разные века на их территории. Согласно сохранившимся документам, в довоенный период столица лишилась большую часть зданий, охраняемых государством. В 1928 году их было еще 216, а в 1935 г. – всего до 74. И это, не считая обычных исторических построек и церквей, хотя и цифра 74 не совсем корректна, поскольку большая часть культовых объектов была реорганизована, а не снесена под ноль.
Самые значимые исторические объекты, потерянные навсегда:
• Симонов монастырь
Прекраснейший Симоновский монастырский комплекс на живописном берегу реки был полностью уничтожен во время реконструкции Москвы. | Фото: ru.wikipedia.org.
На его месте появился конструктивистский объект Дворец культуры ЗИЛ. | Фото: ru.wikipedia.org.
Христианский монастырский комплекс, в XIV–XVII веках построенный живописной окраине былой Москвы, многие столетия был излюбленным местом паломничества и прогулок москвичей вплоть до 1930-х годов, когда он был снесен. На месте многовековой святыни и монастырского кладбища построили новый Дворец культуры ЗИЛ, который хоть и является ярким образцом архитектуры конструктивизма в Москве (спроектирован братьями Весниными), но потерю культового объекта как исторического и культурно-духовного памятника он заменить не смог.
• Старая Китайгородская стена
Панорама Китайгородской стены до ее демонтажа и оставшийся фрагмент памятника истории.
Крепостная стена, защищающая центр Москвы (построена в XVI веке по проекту итальянских архитекторов) к XX веку совсем утратила функции фортификационного объекта, поэтому в 1930-х годах без сожаления была демонтирована. Все пригодные материалы уходили на нужды метростроя, а обнаруженные артефакты, клады, монеты и одежда XVII в. отправлялись в музеи или хранилища. За счет уничтожения памятника архитектуры были расширены улицы и площади, а на месте снесенного участка появился наземный вестибюль станция метро «Дзержинская».
• Монастыри и собор в Кремле
Так выглядела церковь Спаса на Бору в Кремле до 1917 года. | Фото: rys-strategia.livejournal.com.
Самые невосполнимые исторические бреши были нанесены главному архитектурному ансамблю Москвы – Кремлю, который мог бы лишиться еще большего, но начало Великой Отечественной войны положил конец кощунственному уничтожению древних святынь. К этому времени уже был расчищен участок под старейшей каменной церковью, построенной по приказу Ивана Калиты еще в XIV веке – собор Спаса на Бору (место пустует). Также были демонтированы Чудов монастырь, построенный в 1365 году, Вознесенский монастырь, основанный в 1386 г., который явился обителью и усыпальницей женщин монаршей семьи.
• Часть Москвы от Бульварного кольца до самой Москвы-реки
Исторический район был снесен для того, чтобы превратить центр Москвы в захватывающее место.
На его месте вырос современный район под названием Новый Арбат. | Фото: guidego.ru.
Согласно Генеральному плану 1935 года часть Москвы от Бульварного кольца, где находится площадь Арбатские ворота, до самой Москвы-реки подлежал сносу. Целый район с преимущественно деревянными постройками разных периодов истории, оказавшийся в центре столицы никак не вязался с новой политикой партии и стремлением сделать из Москвы самый узнаваемый и презентабельный город, подчеркивающий величие задумок коммунистов. Но нагрянувшая война перенесла сроки на конец 1950-х годов. На данный момент этот район называется Новый Арбат и в нем воплотились все мечты о широких проспектах, грандиозных высотках сражающих наповал жителей страны и гостей столицы, хотя в его дальних уголках еще можно отыскать некоторые дома, где жила литературная элита России.
• Страстной женский монастырь
Страстной женский монастырь пал жертвой атеистической идеологии и реконструкции Москвы. | Фото: laifhak.ru.
В 1930-х Москва лишилась еще одного значимого памятника архитектуры, строительство которого началось в 1654 году. Речь идет о Страстном женском монастыре, на месте которого теперь красуется Кинотеатр «Пушкинский».
5. Была ли польза от кардинального сталинского плана реконструкции
Если бы не тяжелые потери, Москва бы никогда не превратилась в современный мегаполис.
Несомненно, потеря исторических памятников является недопустимой, но, если на кону поставлена функциональность городской среды и ее грамотное разрастание, утрата компенсируется другими объектами и повышением уровнем комфорта. Кардинальные изменения центра города стали вынужденной мерой, ведь изначальное отсутствие городской сетки и планирования никак не могли поспособствовать созданию рационального пространства, сократить время сообщения между улицами (за счет расширения) и разными берегами рек или каналов (строительство мостов). Если бы не резали по-живому 100 лет назад, Москва никогда бы не стала процветающим мегаполисом, который не уступает другим столицам крупных стран мира.
Стоит отметить, что самыми же запоминающимися и яркими объектами сталинской реконструкции стали высотки, получившие название «Семь сестер».
О том, почему Сталин после победы во Второй мировой войне решил присоединить к СССР островок Европы (в лице Кенигсберга), расскажет наше видео: