Как поворачивает поезд, если колесная пара поезда - монолитная деталь
Автор: antton, 3.08.2021 22:23
Колесная пара любого железнодорожного транспорта представляет собой два металлических колеса, которые соединены в монолитную конструкцию при помощи такой же металлической оси. Совершенно очевидно, что поворачивать такая система не умеет от слова «совсем», ведь в конструкции нет ни одного поворотного шарнира. Отсюда возникает закономерный вопрос: как тогда поворачивают поезда, ведь рельсовый путь отнюдь не всегда прямой?

Внешние радиусы колес не конусы, а цилиндры. |Фото: transport-news.ru.
То, что колеса железнодорожного транспорта не умеют поворачиваться внутри конструкции колесной пары, никак не мешает осуществлять повороты всему железнодорожному составу. Для того, чтобы понять, как именно все это работает, необходимо вспомнить и разобраться в общем устройстве железной дороги. Итак, ЖД-путь всегда состоит из двух параллельно лежащих рельс, закрепленных на перпендикулярных шпалах. Рельсы позволяют направлять гребень железнодорожного колеса и сохранять направление движение вагона или тягача без дополнительного трения.

Вагонная тележка - важнейшая часть конструкции. |Фото: bobr.by.
Колесные пары являются лишь одним из элементов ходовой части вагона. Ее важнейшим узлом является вагонная тележка, на которую опирается весь остальной кузов. Именно он и является основным поворотным устройством железнодорожного состава. Состоит данный узел из рамы, колесных пар, рессор, букс и тормозных колодок. Относительно небольшие габариты вагонной тележки позволяют ей легко вписываться даже в кривые малого радиуса. Большинство тележек имеет две оси, реже встречается вариант с тремя, еще реже с четырьмя.

В дело вступает физика. |Фото: oir.mobi.
Так как же конкретно происходит поворот? На самом деле все достаточно просто. Суть в том, что две вагонные тележки образуют единую систему, где есть внешние и внутренние колеса. А дальше в дело вступает физика и геометрия. Во-первых, внешние радиусы колес имеют не цилиндрическую форму, как может показаться, а коническую. Во-вторых, при движении по кривой внешнее колесо всегда проходит больший путь. В результате всего этого возникает инерция, которая сдвигает колеса, колесные пары как бы «сползают». Мешает этому реборда – специальный гребень на внутреннем радиусе колеса.

Поезд как будто соскальзывает. |Фото: rail-club.ru.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, правильно ли называть ж/д состав поездом: в чем отличие двух понятий.
Постоянный URL записи: https://novate.ru/blogs/030821/60041/
Смотрите ещё
Смотрите ещё
Журнал
Рекомендуем
Последние статьи
-
0 Захватывающая трансформация 20-футового грузового контейнера в стильный крошечный дом сегодня, 11:54 -
0 Нестандартные проекты на базе старой доброй советской техники сегодня, 10:20 -
0 Как чувствовать себя комфортно в маленькой квартире: 7 советов по обустройству и организации хранения сегодня, 08:55 -
0 Украшения для дачи, которые, кроме эстетической ценности, ещё и приносят пользу 29.03.2025, 23:39 -
0 Можно ли ездить на «липучках» круглый год, и что с такой резиной происходит в тёплое время 29.03.2025, 21:22 -
0 Шамбала и ещё 4 малоизвестные территории, которые человечество давно потеряло 29.03.2025, 20:18 -
0 5 фраз, которые нужно ответить хаму, чтобы он самоликвидировался 29.03.2025, 18:51 -
0 Боевые иранские катамараны - скорость, манёвренность и внушительный арсенал 29.03.2025, 16:29 -
0 От арбалета до компаса: гениальные китайские технологии, изменившие историю 29.03.2025, 14:53 -
0 Что такое плиточный чай, и почему он был популярен в СССР 29.03.2025, 13:15