Необходимость создания новой «Нивы» назрела еще в бытность Советского Союза. Однако, в силу ряда причин автомобиль так и не увидел свет до 1991 года. Разработка машины, как и её доведение до ума, постоянно затягивалось. В законченном виде новинка увидела свет лишь в 1998 году. При этом американские инвесторы действительно сыграли некоторую роль в появлении новой «Нивы» на свет. Настоящий вопрос в том, насколько эта роль была значительной на самом деле.
Нива - легенда советского автопрома. /Фото: rg.ru.
Вопреки популярному заблуждению, разрабатывать «Ниву» второго поколения начали еще в бытность Советского Союза. И как уже можно было догадаться, американцы до поры до времени не имели к созданию или производству автомобиля равным счетом никакого отношения. На самом деле необходимость во второй «Ниве» назрела сразу после выхода в производство ВАЗ-2121. Уже к концу 1970-х годов на столах специалистов АвтоВАЗ лежали толстые папки с перечислением недостатков автомобиля первого поколения. Устранять проблемы с кузовом и агрегатами требовалось в срочном порядке.
Разрабатывали авто еще с конца 1970-х годов. /Фото: drive2.ru.
«Нива» нуждалась в более производительном моторе, новой раздатке, улучшенной коробке передач без промежуточного вала, более надежной и прочной трансмиссии. Требовались и другие менее значительные улучшения. Первая концепция «Нивы II» появилась тогда же – в конце 1970-х. Однако, к этому моменту завод уже начал плотно экономить на внедрении инноваций. Денег на эти цели откровенно жалели, а потому многим инженерам приходилось без шуток заниматься внедрением новинок в инициативном порядке. Впрочем, целеустремленность советских специалистов все равно оказалась умножена на ноль отсутствием достаточного финансирования.
Окончательно внешний вид сложился лишь к 1998 году. /Фото: shoes-web.ru.
Поэтому еще на стадии концепта инженерам пришлось отказаться от многих интересных решений для «Нивы II». Например, отказались от каркасного кузова с облицовкой пластиковыми панелями, от поперечного расположения мотора, от объединения в один корпус механической трансмиссии и раздатки. По чисто финансовым соображениям «завернули» и другие передовые предложения, которые в конце 1970-х, начале 1980-х годов могли бы сделать «Ниву» автомобилем принципиально нового класса. Не помогло делу и то, что в Минтранспорта СССР не слишком были заинтересованы в разработке и внедрении принципиально нового авто. При всех недостатках первая «Нива» считалась вполне добротным авто. В суждения Минтранспорта был свой справедливый резон, однако в целом тенденция в сфере инноваций для отечественного автопрома складывалась самая негативная.
Авто запустили в серию в 2001 году. /Фото: motorpage.ru.
Первый вариант «Нивы II» во плоти появился только к концу 1980-х. Дизайн автомобиля напоминал внешний вид «Восьмерки» и «Девятки». Впрочем, были и весьма экзотические концепции, вроде фургона или варианта с несимметричным расположением дверей (вариант А. Белякова). В конечном счете конструкторы сделали автомобиль похожим на ВАЗ-2110. Окончательно внешний вид перспективной «Нивы» сформировали лишь после распада Советского Союза к 1994 году. Первоначально планировалось, что машина будет выпускаться с новым 1.8-литровым 90-сильным бензиновым мотором АвтоВАЗ. Однако, из-за непростой ситуации на производстве стало очевидно, что крупные партии агрегатов предприятие не потянет… Тогда машину оснастили 1.7-литровым 80-сильным ДВС от ВАЗ-2121. Попутно шли поиски дизельного мотора. Рассматривались разные варианты, как с отечественными, так и с импортными «дизелями».
Американцы появились в самом конце истории. /Фото: auto-leon.ru.
Доводили до ума автомобиль вплоть до 1998 года. Наконец в 2001 году новинка ВАЗ-2123 пошла в серию. И именно тогда новый автомобиль приглянулся американцам, которые на тот момент уже стали частыми гостями на АвтоВАЗ. Гости из-за океана сочли новинку вполне перспективной и решили всем напомнить еще раз, что их главная «суперспособность» — это деньги. Иностранные инвесторы выкупили права на конструкцию и дизайн новенькой «Нивы», после чего запустили производство автомобиля уже под новым брендом - Chevrolet Niva. Так что, по сути, инвесторы пришли уже на готовый проект и хоть какой-то вклад с их стороны был лишь в перезапуск производства.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, что делать, если автоматическая коробка «пинается» при переключении: 4 причины появления толчков.