Прототип самолета с дельтовидным крылом
Во время Второй мировой войны и в следующее после нее десятилетие в авиастроительной отрасли происходил настоящий бум. Производители самолетов из разных стран мира выпускали новые концепты почти еженедельно. Сегодня мы расскажем о концепте, который хотя и оказался нежизнеспособным, стал отправной точкой для нового поколения самолётов.
Convair XF-92 - точечный перехватчик.
Convair XF-92 был изначально задуман как точечный перехватчик, в основном для сверхкраткосрочного боя. При этом самолет не был предназначен для использования в конкретных подразделениях, он был, скорее, проектом, разработанным сугубо в качестве эксперимента. Однако его дизайн повлиял на несколько последующих разработок самолетов с дельтовидным крылом.
Convair XF-92 - послевоенный концепт по заказу США.
В 1945 году ВВС США требовался сверхзвуковой перехватчик, способный достигать высоты 50 000 футов всего за 4 минуты. XF-92 должен был добиться этого благодаря носовому обтекателю от ракеты и турбореактивному двигателю, построенному Westinghouse.
Самолёт с двигателем Westinghouse.
Первоначально было предложено использовать крылья под углом в 45 градусов, но сразу же в начале испытаний в аэродинамической трубе обнаружились проблемы. После исследования в Научно-исследовательском центре Лэнгли, было принято решение адаптировать дизайн и сделать крылья дельтовидными. Для того чтобы сократить расходы и время разработки, в окончательном варианте самолета, который пошел в производство в 1946 году, было использовано множество частей от целого ряда различных самолетов. Основное шасси было взято из North America FJ-1 Fury, носовое колесо от Bell P-63 Kingcobra, двигатель и гидравлика были взяты из Lockheed P-80 Shooting Star, эжектор сиденья и фонарь кабины - из предыдущего проекта Convair XP-81, апедали и рычажное управление - из BT-13.
Convair XF-92 - самолёт с дельтовидным крылом.
Convair XF-92 - самолёт с дельтовидным крылом.
Правда, к тому времени, когда самолет был готов к испытаниям, идея точечного перехватчика уже устарела, и проект был отменен. Но Convair решили продолжить развитие самолета и направили его для тестирования на Muroc Dry Lake (позже база ВВС Edwards Air Force Base). Первый полет XF-92 состоялся 18 сентября 1948, а управлял перехватчиком пилот-тестировщик Convair Эллис Д. Шеннон. Летом 1949 года, после почти года тестирования, самолет был передан ВВС США, где на него пересели летчики-испытатели Франк Эверест и Чак Йегер.
Самолёт, оставшийся в проекте.
Самолёт, оставшийся в проекте.
Пилотов, проводивших тестирование, самолет не впечатлил. Йегер сумел заставить его достичь скорости в 1,05 Маха, но самолет имел ряд неудобств в использовании, в том числе чрезмерный подъём носа вверх во время скоростных поворотов - в результате чего пилот подвергался перегрузкам до 8 G.
Convair XF-92 - прародитель самолётов с дельтовидным крылом.
Несмотря на то, что самолет оказался еле в состоянии преодолеть звуковой барьер (и то только в пикировании) XF-92 признали пригодным для эксплуатации. Обсуждалась возможность установки различных двигателей, но ни одного из них, как казалось, не было достаточно, чтобы обеспечить надлежащие полетные характеристики. В конце концов, основной ролью Convair XF-92 стало использование его в качестве испытательного стенда для будущего дельтокрылых самолетов в 1950-х и 1960-х годах.
Сегодня авиаконструкторы продолжают разрабатывать всё новый концепты самолётов. Так, в 2016 году может появиться уникальный самолёт-автомобиль SkyCruiser.