Если вступаешь в войну, нужно планировать не только нападение и оборону, но и на всякий случай пути отступления. Возможно, именно этим правилом руководствовались американские военные специалисты, когда создавали самолёт Goodyear inflatoplan. Ведь его основной задачей было обеспечить возможность побега с вражеских территорий. Вот только чтобы это сработало, самолет нужно было сначала...надуть.
Самолет в свернутом виде. /Фото: topwar.ru
История этого необычного проекта началась в 1955 году, когда командование армии США заказало компании Goodyear разработку надувного самолета. По замыслу авторов, такие лайнеры должны были применяться в зонах чрезвычайных ситуаций или боевых действий, когда требовалось эвакуировать пострадавших либо дать солдатам возможность уйти с вражеской территории. Самолет планировалось сбрасывать с воздуха способом парашютного десантирования в специальном контейнере.
Чертеж самолета. /Фото: super-arsenal.ru
Заказ был выполнен за двенадцать недель. Самолет Goodyear Inflatoplane был разработан в двух вариантах - одноместный GA-468 и двухместный GA-466. Материалом для изготовления послужил трёхслойный композит, который состоял из двух слоёв резины, соединенных посередине нейлоновой сетью. Длина самолета составляла примерно шесть метров, размах крыльев семь метров. А вот роль лобового стекла выполняла крепкая прозрачная пленка. Всего для испытаний было произведено двенадцать экспериментальных образцов.
Кабина одноместного надувного самолета. /Фото: airware.ru
Испытания были начаты в 1956 году, тогда же состоялся и первый полёт необычного самолета. Проверялись не только летные характеристики, но и особенности эксплуатации и функциональность. Так, во время испытаний выяснилось, что накачивается самолет около десяти минут, а в случае падения давления в полете, воздух успешно восполнялся встроенным компрессором.
Надувался самолет достаточно быстро. /Фото: livejournal.com
Однако те же испытания выявили также ряд недостатков, которые в итоге и решили судьбу необычной разработки. Более того, одна из недоработок привела к трагедии. Во время очередного этапа испытаний из-за отрыва троса управления погиб летчик, который пилотировал самолёт. После этого все разработки по Goodyear Inflatoplane были остановлены. Инженеры, конечно, еще какое-то время пытались доработать и усовершенствовать самолёт, однако ситуацию это не спасло. Окончательное закрытие проекта произошло в 1973 году.
Goodyear inflatoplan в экспозиции Смитсоновского музея. /oko-planet.su
В дополнение к теме: Правило 60 минут: почему самолетам с двумя двигателями запрещают летать над океаном