Владимир Комаров наравне с Юрием Гагариным считается пионером советской и мировой космонавтики. Он был первым человеком, совершившим два пилотируемых полета в космос. К сожалению, Комаров также стал первым космонавтом, погибшим во время проведения миссии.
Жизнь и начало карьеры космонавта
Владимир Комаров родился в 1927 году в Москве. В 1950-х годах будущий космонавт служил военным летчиком в ВВС СССР. С 1959 года работал в должности авиационного инженера в Государственный Краснознамённый НИИ ВВС, где занимался испытаниями истребителей и летательных аппаратов. Кроме того, во время работы в НИИ Комаров участвовал в создании дизайна для будущих космических кораблей «Восход» и «Восток». Именно здесь Комарову предложили поучаствовать в секретной космической программе.
Владимир Комаров. | Фото: Комсомольская правда.
При отборе, который был проведен советским космическим командованием в 1960 году, Владимир зарекомендовал себя как высококвалифицированный специалист и был немедленно введен в состав отряда космонавтов ВВС № 1. С 1960 по 1961 год проходил общую космическую подготовку.
Во время начальных испытаний по медицинским показаниям Комаров был дважды признан негодным для полета в космос, но его целеустремленность в конечном итоге одержала вверх. 5 апреля 1961 года Комаров был официально назначен космонавтом в ЦПК (Центре подготовки космонавтов), где начал подготовку к пилотируемым полетам на кораблях «Восток» и Восход».
Космический корабль «Восход-1». | Фото: epizodsspace.airbase.ru.
По информации Novate.ru, свой первый полет в космос Владимир Комаров совершил 12 октября 1964 года на первом в мире многоцелевом пилотируемом корабле «Восход-1». В став экипажа также входили два космонавта: К. П. Феоктистов и Б. Б. Егоров.
Полет длительностью 24 часа прошел в штатном режиме. Корабль за это время успел сделать шестнадцать витков вокруг Земли. За успешную миссию всем троим космонавтам было присвоено звание Героя Советского Союза. Комаров получил высшую квалификацию космонавта третьего класса.
Миссия «Союз-1
После успеха миссии «Восход-1» советское руководство, мягко говоря, вошло в кураж. Чтобы «утереть нос» Америке Леонид Брежнев запланировал грандиозную космическую миссию. По задумке два корабля Союз-1 должны были вылететь в космос с интервалом в один день, после чего состыковаться друг с другом. Во время стыковки в открытом космосе космонавты должны были поменяться кораблями и вернуться на Землю.
Владимир Комаров во время тренировки. | Фото: dni.ru.
Комаров был назначен командиром и единственным пилотом «Союза-1», который должен был первым отправиться в космос. Тренировки по подготовки шли в авральном режиме. Из-за спешки конструкция корабля была катастрофически недоработана. В качестве дублера Комарова был поставлен Юрий Гагарин, который по совместительству был лучшим другом Владимира.
Комаров и Гагарин (слева) на охоте. | Фото: Pinterest.
И Комаров, и Гагарин понимали, что с большой долей вероятности корабль потерпит крушение, а пилотировавший его космонавт — погибнет. Комарову не раз советовали отказаться от полета, сославшись на болезнь, на что космонавт ответил: «Если я не полечу, они пошлют запасного. Я умру вместо него (Гагарина), надо, чтобы он жил».
Катастрофа
С приближением даты полета вера в успешность миссии пропала не только у Комарова. Предполетные испытания показали полную неготовность корабля к выходу в космос, а уж тем более к стыковке. Техники обнаружили целых 203 конструктивных неисправности. 23 апреля вместе с Комаровым на космодром в полном летном снаряжении прибыл Юрий Гагарин. Он буквально умолял пилотировать Союз-1 вместе с товарищем. Но ни руководство, ни сам Владимир его просьбу не одобрили.
Это фото могло бы быть опубликовано в случае успешного полета «Союза-1». | Фото: FB.ru.
Уже спустя несколько минут Комаров управлял самым сложным кораблем современности, зная практически наверняка, что погибнет. Проблемы начались с самого начала. Отказала одна солнечная батарея, выключилось несколько навигационных приборов, нарушилась работа системы ориентации и так далее. ЦУП велел космонавту возвратиться на Землю.
В течение пяти часов Комаров пытался сориентировать корабль на посадку, но из-за сбоев в работе это было невозможно сделать в автоматическом режиме. Космонавт самостоятельно запустил двигатели и вручную сориентировал корабль на нужную траекторию. Но самое плохое было впереди. Комаров успешно вошел в слои атмосферы. Запасной тормозной парашют удалось открыть, но основной запутался в стропах и не раскрылся. Аппарат на огромной скорости врезался в землю и загорелся. Космонавт погиб на месте.
Все что осталось от корабля. | Фото: yaplakal.com.
После этого несчастного случая Советский Союз стал вести более тщательные проверки своих кораблей «Союз». Жаль, что для этого потребовалось человеческая жертва. Комаров навсегда войдет в историю, как великий космонавт, отдавший свою жизнь на покорение космоса.
В продолжения тематики статьи прочитайте также о тренировках, развлечении и туалете в невесомости: все, что нужно знать о жизни на МКС.