Новости

RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен




25.04.2023 01:02
12103
Зачем заниматься музыкой

Чаще всего ответ на этот вопрос звучит так: для общего развития. В действительности тяга человека к музыке может вообще не иметь четкого рационального объяснения. Это как любовь: люблю, и не важно, почему. И все же, есть важный аспект, позволяющий дать еще один, совсем иной ответ на вопрос, вынесенный в заголовок.

Занятия музыкой могут стать мощным ускорителем самых разных способностей. Взять хотя бы математику

Многим памятны трудности, пережитые при изучении дробей. Как правило, это случается в пятом классе. А теперь посмотрите, что приходится осваивать ребенку на самом раннем этапе занятий музыкой (обычно это бывает задолго до пятого класса). Ребенку предстоит узнать, что такое длительность ноты, что такое размер и что такое такт.

Если размер такта четыре четверти, то нота, изображенная кружочком, длится целый такт. Вертикальная палочка, приставленная к кружочку, сокращает длительность ноты до половины такта, таких нот-«половинок» в такте поместятся две штуки. Теперь закрасим карандашом кружочек ноты с вертикальной палочкой и получим «четвертушку». Такая четвертушка будет длиться в два раза короче «половинки», а в целом такте помещаются четыре «четвертушки». Это не все: стоит к вертикальной палочке подрисовать флажок, и мы видим уже «восьмушку»…

Зачем заниматься музыкой

Все эти премудрости начинающий музыкант осваивает часто лет в семь, а то и раньше, причем осваивает очень активно: если он играет на фортепиано, то ему приходится координировать движения левой рукой (обычно она играет аккомпанемент) и правой (она играет мелодию). В партиях обеих рук встречаются ноты разной длительности, но нужно все это сводить к единому размеру. Стоит ли удивляться, что к двенадцати годам, когда в школе на уроках математики начнутся дроби, юный музыкант получит мощную фору перед немузыкальными одноклассниками: у него будут уже в активе базовые понятия, с которыми его товарищам еще предстоит разобраться. Нашему герою не придется смотреть на картинки с яблоками, разрезанными на равные доли…

Пройдемся дальше по курсу математики. Когда-то дело дойдет до геометрической прогрессии (возможно, в девятом классе, но тут возможны варианты – в зависимости от конкретной программы). Наш герой быстро поймет, что как минимум один случай убывающей геометрической прогрессии ему уже давно известен, и здесь снова вспомнятся целая нота, «половинка», «четвертушка»… А еще позже, когда в курсе математики возникнет понятие периодической функции, снова поможет опыт освоения музыкальной грамоты. Пусть даже сама периодичность в музыке не реализуется полностью, но понятие музыкального такта поможет быстро разобраться с тем, что такое период функции.

Музыка, горные лыжи, автомобиль и… структурный анализ

Ребенок, осваивающий фортепиано под руководством репетитора, довольно быстро уже может играть двумя руками по нотам простенькие пьесы. Не так уж важно, будут ли это незабываемые «Жили у бабуси два весёлых гуся», или что-то посовременнее. Существенно иное: ребенок, достигший описанного уровня, уже умеет решать сложные задачи на координацию разных видов деятельности: он умеет следить по нотному тексту за музыкой, вовремя нажимать каждым пальцем обеих рук на нужные ноты, заботясь при этом, чтобы сила нажатия на соответствующие клавиши реализовала определенную музыкальную логику (иначе из-под его пальцев будет выходить не музыка, а просто набор звуков). Можно твердо рассчитывать на то, что этот детский опыт поможет в дальнейшем осваивать виды деятельности, требующие координации движений. Это могут быть совсем далеки от музыки занятия, например, горные лыжи. А когда настанет время научиться водить машину координационные навыки будут особенно полезны.

Зачем заниматься музыкой

Если занятия юного музыканта идут успешно, то довольно скоро ему придется получить первоначальные навыки анализа структуры: как минимум, нужно будет научиться понимать, где в музыкальном произведении вступление, где заключение (кода), будет нужно уметь слышать (и видеть в нотном тексте), где начинается музыкальная тема, и где она сменяется другой темой. А еще нужно уметь замечать повторы (репризы) и много чего еще.

Довольно быстро наш герой поймет, что выучить музыкальное произведение гораздо проще, если предварительно разобраться в его структуре, а не просто зубрить бездумно ноту за нотой. Согласитесь, что эти навыки структурного анализа обязательно помогут и в других видах деятельности.

Здесь можно усмотреть аналогию: математику в детстве нужно изучать не для того, чтобы дети всего класса стали математиками, здесь важно другое – уроки математики позволяют выстроить логический инструментарий, который очень пригодится в дальнейшем в самых разных видах деятельности. Примерно так же и занятия музыкой нужны не для массового производства профессиональных музыкантов, а для того, чтобы облегчить детям освоение важнейших навыков и понятий в сферах, порой очень далеких от музыки.

Наверно, освоение шахмат также имеет в качестве отдаленного результата не только умение строить изощренные комбинации, но и прогресс в других сложных видах интеллектуальной деятельности. Как тут не вспомнить, что композитор Сергей Прокофьев и скрипач Давид Ойстрах были высококлассными шахматистами, а седьмой чемпион мира по шахматам Василий Смыслов – профессиональным певцом.

Зачем заниматься музыкой

Они так и не стали профессиональными музыкантами, но…

Наверно, сказанное выше объясняет то, что многие выдающиеся ученые, писатели, политические деятели имели музыкальный бэкграунд. Самый известный пример: юный скрипач, ставший гениальным физиком (Альберт Эйнштейн). Есть и другие примеры: Борис Пастернак всерьез занимался музыкой и считался в юности перспективным пианистом, Кондолиза Райс известна тем, что сделала блестящую политическую карьеру, став госсекретарем США, но она при этом отличная пианистка, иногда выступает в камерных концертах. Известен также и саксофонист, преуспевший в политике – Президент США Билл Клинтон.

Музыка и языки

Отдельного разговора заслуживает связь занятий музыкой и языками. Можно предположить, что музыкальное образование активизирует те наши возможности, которые оказываются очень полезны для освоения языков. Посмотрите на пару примеров: та же Кондолиза Райс, очень хорошо говорит не только на родном английском, но и на французском, немецком, испанском и русском языках. А вот еще пример: выдающийся шведский певец Николай Гедда совершенно свободно и без акцента не только пел, но и говорил на семи языках (в том числе и на русском).

Мы не знаем точно, почему среди музыкантов много полиглотов. Может быть, успехи в языках и в музыке имеют какую-то общею причину, но не исключено и то, что занятия музыкой создают предпосылки для успехов в освоении языков в дальнейшем.

Музыка, взрослые и дети

К педагогам по музыке не так уж редко обращаются взрослые ученики. Для некоторых это возможность наконец-то осуществить давнюю мечту, кто-то хочет восстановить полученные в детстве навыки. Однако, чаще всего, репетитора по музыке ищут для детей, и тут встает вопрос: с какого возраста учить? Однозначного ответа нет, многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от его общего развития и, разумеется, от его данных. Часто родители принимают решение начинать занятия музыкой не одновременно с началом обучения ребенка в общеобразовательной школе, а чуть позже. Это может оказаться оправданным, если у ребенка не видно данных, которые позволили бы думать о музыке как о возможной будущей профессии, но бывают и другие случаи, когда родители задумываются, не начать ли учить музыке своего кроху с совсем юного возраста. Разумеется, возникает вопрос: не слишком ли рано, не отобьет ли это у ребенка интерес к музыке в дальнейшем?

Бывают случаи, когда этот вопрос отпадает сам собой: если ребенок поет, тянется к музыкальному инструменту, пытаясь импровизировать, то следует отнестись к этому внимательно, показать ребенка хорошему педагогу. Не исключено, что у вас растет будущий профессиональный музыкант. В этом случае раннее начало под умелым руководством может оказаться просто подарком судьбы. Ну, а если данных для музыкальных занятий с перспективой на будущую музыкальную профессию пока не видно, то следует подумать над тем, чтобы просто поддержать и развить интерес, чтобы отношения ребенка с музыкой были в радость. И здесь, опять-таки, очень нужен профессионал.

Зачем заниматься музыкой

И еще ряд приятных бонусов

Человек, играющий на музыкальном инструменте, часто оказывается успешен в установлении дружеских связей, ему рады в разных компаниях, не только молодежных. Однако, есть и еще одно важное соображение. Замечено, что занятия музыкой – хорошая профилактика старческой деменции (болезни Альцеймера) – именно потому, что занятия музыкой хорошо тренируют сложные функции нашего сознания, навыки быстрого усвоения визуальной информации (иначе не прочесть нотный текст), сложной двигательной активности с одновременным контролем результата на слух. Все это – настоящий атлетизм для высшей нервной деятельности.

Мы перечислили много доводов в пользу того, что занятия музыкой полезны, и польза эта проявляется в самых разных сферах, даже в тех, которые от музыки, казалось бы, далеки. Однако закончить хочется очень простой мыслью: музыку можно просто любить, не думая о пользе. Это важно, ведь человек, установивший еще с детства дружеские (пусть даже бескорыстные) отношения с музыкой, имеет шанс стать хоть немного счастливее, чем тот, у кого с музыкой «не сложилось». Найдите репетитора по музыке на сайте Repetitor.ru.

Понравилась эта новость? Подпишись на нас в соцсетях!


Смотрите ещё