Если провести некоторую аналитику Второй мировой войны, то выяснится, что первенство в воздушных сражениях чаще всего принадлежало немецкой авиации. Конструкторы вермахта проектировали и выпускали самые технологичные самолеты, которые могли опередить время и изменить положение сил на поле боя. Мы подготовили для вас список самых ярких авиационных проектов Германии времен той разрушительной войны.
1. Messerschmitt Bf.109
Messerschmitt Bf.109 был одним из самых массовых истребителей Третьего рейха/ Фото: wikimedia.org
Открывает рейтинг одна из наиболее узнаваемых и массовых немецких разработок Messerschmitt Bf.109. Это детище Вилли Мессершмитта, созданное его компанией вопреки отказу в госзаказе на производство боевой техники из-за разногласий с Мильхом, исполняющим обязанности главы секретариата в авиационном деле.
Однако легендарный конструктор решил не прекращать работы, поэтому заключил ряд соглашений с зарубежными корпорациями, что даже привело к скандалу и обвинениям со стороны правительства из-за несоблюдения военной тайны и привлечения иностранных лиц к работам.
Первые упоминания о боевой эксплуатации машины датируются еще периодом испанского военного конфликта. За 1937-1945 год на свет появилось около 34 тыс. экземпляров Messerschmitt Bf.109 в самых различных исполнениях.
По массовости истребитель уступает лишь Ил-2. За счет явного превосходства над советской техникой «Мессершмитты» позволили немцам достичь явных успехов на поле боя, особенно при наступлении на восток в 1941 и 1942 годы.
Самолет мог похвастаться бескомпромиссной маневренностью и улучшенными аэродинамическими показателями, выявив все минусы советских истребителей и послужив толчком для начала усиленных разработок конструкторами СССР.
В плане боевой эффективности Messerschmitt Bf.109 приводил советских летчиков в ужас, поскольку в разгар Второй мировой войны он вывел из строя не один десяток И-16 и ЛаГГ, которые явно уступали по ряду показателей. Только после выхода более технологичной модели Як-9 у «Мессера» появился достойный конкурент. Наиболее массовой версией истребителя стал Bf.109G («Густав»).
2. Focke-Wulf Fw 190 Würger
Focke-Wulf Fw 190 Würger впервые появился в воздухе в 1939 году/ Фото: militaryaviationmuseum.org
На следующей позиции находится одномоторный одноместный истребитель с поршневым двигателем, который эксплуатировался армией Германии на протяжении всей Второй мировой войны.
Ему удалось завоевать не один десяток побед в самых разных воздушных сражениях, показав себя в качестве эффективного перехватчика на больших высотах, штурмовика, истребителя для ночных атак да и просто активной «рабочей лошадки». Поэтому неудивительно, что данная модель заслужила свое почетное место в рейтинге.
Но, как сообщали советские летчики, сражаться с этими самолетами было проще, чем с «мессерами», поэтому ключевым соперником в воздушных баталиях до завершения войны оставался Bf.109.
Впервые Fw 190 Würger поднялся в воздух в июне 1939 года. Серийное производство продолжалось с 1941 по 1945 годы. На свет появилось примерно 20 000 машин в самых различных версиях и исполнениях. В среднем стоимость истребителя составляла 152 400 рейхсмарок.
3. Messerschmitt Me.262
Messerschmitt Me.262 с реактивным двигателем/ Фото: topwar.ru
Переходим к третьему месту рейтинга, и на нем разместился менее популярный, но эффективный истребитель Messerschmitt Me.262, сыгравший свою роль во Второй мировой войне. В мире авиастроения модель прославилась тем, что стала первооткрывателем по использованию реактивных двигателей для воздушных боев.
Разработки самолета велись еще до начала военных действий, но основной интерес к модели пробудился у фюрера ближе к 1943 году, когда авиация вермахта уже утратила былую мощь.
Messerschmitt Me.262 мог похвастаться рекордными для своего времени характеристиками, поскольку развивал скорость в 850 км/ч. Также он обладал внушительными показателями скорости набора высоты, что позволяло ему выходить победителем в воздушных сражениях. По статистике, на 100 сбитых Messerschmitt Me.262 приходилось 150 самолетов союзников.
Однако модель не получила массового распространения, так как имела «сырую» конструкцию, а у пилотов не было должной подготовки.
4. Heinkel-111
Heinkel-111 сыграл немалую роль в «битве за Британию»/ Фото: armedman.ru
Четвертую строчку мы отдаем истребителю Heinkel-111, ставшему настоящей грозой для Великобритании и наиболее массовой техникой данного класса в арсенале люфтваффе. Разработки этой модели велись в начале 30-х годов, и ее позиционировали как гражданскую машину для транспортных операций.
Однако на момент начала Второй мировой войны Heinkel-111 стал самым распространенным истребителем нацистов.
К слову, в «битве за Британию» самолет сыграл едва ли не решающую роль, поскольку продемонстрировал стремление Гитлера победить храбрых англичан. Бомбардировщик использовался для массовых атак на британские города в 1940 году.
И хотя во время этой операции Heinkel-111 завоевал свою славу и стал культовым самолетом войны, уже тогда было известно, что по техническим параметрам он не дотягивал до актуальных моделей, поскольку уступал им по скоростным показателям, уровне защиты и маневренности.
Как бы там ни было, Heinkel-111 эксплуатировали вплоть до 1944 года.
5. Focke-Wulf Fw 189 Uhu
Focke-Wulf Fw 189 Uhu, имеющий нестандартную конфигурацию/ Фото: airwar.ru
А вот на пятом месте разместился один из наиболее известных тихоходных самолетов, созданных в Германии времен Второй мировой войны. Модель получила нестандартную конфигурацию из двух балок, из-за чего ее даже прозывали «Рамой».
Как и еще один популярный образец военной мысли вермахта «Штука», «Рама» был крайне востребованным и эффективным, поскольку хорошо проявил себя в разведывательно-корректировочных операциях.
Советские военные знали, что вслед за Focke-Wulf Fw 189 Uhu всегда идут бомбардировщики, готовые нанести сокрушительный удар по найденным объектам. А вот поразить эту тихоходную машину было крайне непросто ввиду ее уникальной маневренности и устойчивости к атакам.
Когда отечественные летчики приближались к «Раме», он начинал делать круги в незначительном радиусе, куда попросту невозможно было вписаться.
6. Focke-Wulf Fw 200 Condor
Самолеты Focke-Wulf Fw 200 Condor снабжали продовольствием окруженную 6-ю армию Паулюса под Сталинградом/ Фото: free3d.com
Замыкает наш рейтинг 4-моторный многоцелевой самолет люфтваффе, который отличился бескомпромиссной надежностью. К примеру, именно на нем в 1939 году отправился в Москву Иоахим фон Риббентроп.
Еще «кондор» выполнял служебные задачи по поручению самого Гитлера. Он позиционировался как пассажирско-транспортный самолет дальнего действия, но в большинстве случаев применялся для разведывательных операций и нанесения ударов на больших расстояниях от точки взлета.
Зимой 1943 года партия Focke-Wulf Fw 200 Condor была отправлена на восточный фронт, чтобы снабдить попавшую в окружение немецкую группировку под Сталинградом. Изначально «кондоры» совершали посадки на окраинах Сталинграда, но в процессе сужения кольца они начали десантировать грузы с помощью парашютов.
Однако вскоре оказалось, что этот самолет слишком ценный для выполнения подобных задач. Один экземпляр попал в руки советских солдат и был передан на изучение. За период существования модели на свет появилось 237 единиц «кондоров» в различных исполнениях.
Интересно также узнать про 5 самолетов, ставших неплохими отелями.