На территории России можно найти не так много торпедных батарей. Всего их осталось три. Первые две были построены еще в Российской империи до Первой мировой войны и находятся в Балтийске. Однако, обе этих батареи не слишком большие и не являются скальными. Единственная в своем роде скальная торпедная батарея расположена на севере страны. Где конкретно она находится, кем и когда была построена?
Сегодня это депрессивный поселок. |Фото: wikisort.org.
Практически на самом севере Мурманской области в Печенгском районе есть небольшой порт и населенный пункт. Называется он – Лиинахамари (от финского «Liinahamari») и стоит берегу Печенгского залива. Сегодня здесь проживает всего 475 человек, однако когда-то данный порт был невероятно важен. Сегодня уже сложно сказать, когда конкретно появился Лиинахамари. В XIX веке поселок был частью Российской империи, входив в состав Великого княжества Финляндского. После 1917 года Лиинахамари оказался в ставе независимой Финляндии.
Некоторые называют гражданскую войну в Финляндии - первой советско-финской войной. |Фото: livejournal.com.
В 1918-1920 годы Мурманская область была театром военных действий гражданской войны как между русскими «красными» и «белыми», так и между финскими «красными» и «белыми». В отличие от России, в Финляндии в гражданской войне победили «белые» в 1920 году РСФСР была вынуждена заключить с Финляндией мирный договор в Тарту согласно которому порт и поселок Лиинахамари оставались за молодой республикой. Благодаря этому Финляндия получила свой единственный океанический порт.
После Второй мировой войны порт отошел к СССР. |Фото: pogranichnik.ru.
В годы советско-финской войны 1939-1940 годов Красная армия заняла район Печенги. Однако, после подписания мира ушла почти со всех занятых территорий кроме полуострова Рыбачьего. Оставлен был в очередной раз и порт Лиинахамари. В годы Великой Отечественной войны данный населенный пункт оказался чрезвычайно важен для Третьего рейха, союзником которого выступила Финляндия. В финском порту базировались военно-морские силы Германии. Для немцев Лиинахамари был важнейшей точкой в деле борьбы с советским Северным флотом. Отсюда же Кригсмарине наносили удары по британским грузовым и транспортным судам, везшим в СССР товары и вооружение. Впрочем, все это по своей важности меркло на фоне того, что именно через порт Лиинахамари Германия также вывозила из Финляндии жизненно необходимой для своей промышленности никель.
В годы войны укрепления здесь строили немцы. |Фото: exploration51.net.
Как уже можно было догадаться именно здесь в годы Второй мировой войны и была создана система береговых укреплений. В период с 1942 по 1944 год Третий рейх построил на подходе к порту Лиинахамари несколько опорных пунктов и четыре орудийные батареи. Одна из них как раз и была скальной торпедной батареей. Называется старый военный объект – «Сиебруниеми». Торпедная батарея была вырублена прямо в гранитной скале. Достроить ее немцы так и не успели (готовность около 50%). В 1944 году местность заняла Красная армия. До этого предполагалось, что «Сиебруниеми» будет установлено два торпедных аппарата. Строили батарею, в том числе советские военнопленные.
Строительство так и не закончилось. ¦Фото: exploration51.net.
После подписания мира между Советским Союзом и Финляндией в 1944 году порт Лиинахамари отошел к стране Советов. Вместе с ним в СССР оказалась и недостроенная немецкая батарея. Со времен Великой Отечественной войны внутри «Сиебруниеми» ничего нет. Примерно половина внутренних помещений так и не была закончена – вырубленные в граните штольни не укреплены железобетонными конструкциями. На протяжении многих десятилетий батарея была место паломничества туристов. Сегодня на стенах немецкого военного объекта можно увидеть многочисленные имена-фамилии советских солдат. Правда данный надписи не имеют никакого отношения к войне. Сделаны они советскими дембелями, служившими в Мурманской области в 1960-1980-е годы.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про 7 советских мегапроектов, которые поражают своими масштабами и сегодня.