В НАТО существует специальная тактическая классификация для обозначения советского (а ныне российского) вооружения. Большинство названий, которые американцы придумываются для нашего оружия, выглядят не очень-то уместными и подходящими, излишне пафосными и чересчур надуманными. Прочем в данной практике бывают и исключения. Например, один советский самолет в НАТО получил тактическое обозначение «Foxbat» и надо признать, оно оказалось как нельзя в точку. Что же это за самолет такой и почему ради «Foxbat» в свое время собирали экстренное слушание конгресса?
Вот он наш герой. |Фото: defensemaven.io.
Неуловимый и хитрый, совсем как лиса во время охоты. Под индексом НАТО «Foxbat» скрывается хорошо известный большинству соотечественников сверхзвуковой истребитель МиГ-25, который долгое время оставался самым быстрым самолетом в своем классе. Создавался он как противовес американским сверхзвуковым бомбардировщикам «Валькирия», а также разведывательным самолетам «Черный дрозд» (знаменитый SR-71 Blackbird).
Отличная машина. |Фото: yandex.ru.
Звездный час МиГ-25 пробил в начале 1970-х во время операций на Синайском полуострове. В результате «ошибки пилота» (никакой ошибкой операция, конечно же, не была) советский самолет смог обнаружить укрепления ЦАХАЛ и доложить о их местоположении. За один полет новый «Foxbat» сделал то, что не смогли сделать за несколько лет арабские генералы, потеряв несколько МиГов и «Сухих».
Грозный самолет. |Фото: nevsepic.com.ua.
Осложнилось все для американцев еще и тем, что догнать вредного нарушителя спокойствия не смог ни один из самолетов, высланных на перехват. Беспомощно оказалось и ПВО НАТО в регионе, в частности ракеты новеньких MIM-23 Hawk так и не смогли поразить МиГ-25. Советская машина ушла безнаказанной в первую очередь благодаря тому, что развивала скорость до 3 400 км/ч на высоте в 20 км. Ничего подобного до МиГ-25 сверхзвуковые истребители СССР и США не делали.
После дерзкой операции Советских ВВС в Конгрессе США даже организовали экстренное совещание. На ближайшие два года, пока не появились новые американские истребители и ракеты для ПВО, действие стратегической воздушной разведки НАТО было серьезно сковано. Впрочем, пока американские политики и генералы рвали у себя волосы на голове, американские промышленники радовались. Ведь благодаря советскому «Foxbat» они получили множество «жирных» заказов от государства.
Никто не мог догнать. ¦Фото: wikipedia.org.
К сожалению, СССР не мог победить на всех фронтах. Уже в 1976 году триумфальная демонстрация МиГ-25 оказалась омрачена успехом американской разведки и фиаско отечественной. Сначала одну из «лисиц» в НАТО передал советский летчик-предатель, который улетел на 25-ом в Японию. Это был небезызвестный Виктор Беленко. Сразу после этого большой ущерб советскому авиастроению и ВВС нанес инженер Адольф Толкачев, который был завербован ЦРУ и «слил» большое количество важной информации относительно конструкции МиГ-25, а также по ряду смежных проектов.
Все эти мрачные события для отечественного ВПК заставили срочно модернизировать «лисицу». В результате на свет появился самолет МиГ-31, который стоит на вооружении России до сих пор. Кстати, на нем было поставлено 29 мировых рекордов.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, почему ИЛ-96 не используют для перевозок пассажиров, если на нем даже президент летает.