Иногда в это бывает сложно поверить, но в Советском Союзе ничего не делали просто так. Огромные самолеты в СССР разрабатывались и создавались тоже не спортивного интереса ради. В свое время был построен в стране один примечательный борт, конструкция которого обогнала свое время на поколение, а может и на два. Называлась здоровенная крылатая машина ВМ-Т «Атлант». В Союзе было немного самолетов, которые могли бы похвастаться еще большими размерами. Разве что творения ОКБ «Антонова», такие, как Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия».
Когда-то возил Буран. |Фото: m.fishki.net.
Разработка самолета ВМ-Т «Атлант» началась в конце 1970-х годов. Проектировали гигантскую машину на Экспериментальном машиностроительном заводе имени Мясищева. Сборкой готового образца занимался Завод № 23. Первый полет «Атлант» совершил в апреле 1981 года, а уже в январе 1982 был официально принят в эксплуатацию. За оставшиеся годы советской власти успели сделать еще 2 таких борта. Правда, уже с 1990 года ВМ-Т был списан на пенсию. Произошло это потому, что «Атлант» просто перестал быть нужен в сыплющейся на куски стране.
Настоящий богатырь. |Фото: m.fishki.net.
А все потому, что создавались ВМ-Т для крайней специфической работы. Делались они для обслуживания советской космической программы и полетов на космодром «Байконур». Как и Ан-225 «Мрия», ВМ-Т «Атлант» должны были возить «всякое», в том числе элементы конструкции космических кораблей. Предназначались они в первую очередь для обслуживания проекта «Энергия-Буран». Более того, космический корабль «Буран» в свое время был доставлен на космодром именно при помощи одного из самолетов ВМ-Т.
Сохранилось 2 таких. |Фото: pulse.mail.ru.
Огромная «стальная птица» имела длину фюзеляжа в 58.7 метра и размах крыла в 53.14 метра. Весил самолет в порожнем состоянии 74.5 тонны. При этом максимальная взлетная масса борта могла достигать 210 тонн. В движение уникальный самолет приводился четырьмя турбореактивными двигателями ВД-7 с тягой 11 000 кгс каждый. В небе ВМ-Т «Атлант» разгонялся до 925 км/ч. Дальность грузового полета могла достигать 9 400 км. Практический потолок для самолета составлял 12 км. Управлялась машина экипажем из 8 человек. Увы, из-за сворачивания программы «Буран» уникальный самолет оказался там же, где советский космический челнок – за обочиной истории. На сегодняшний день из трех самолетов сохранилось лишь два, да и те прибывают в весьма плачевном состоянии.
Во многом уникальная машина. ¦Фото: ya.ru.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, что представляет собой секретная разработка Су-57, которую никто не может скопировать.