Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Как атомные ледоколы России проводят суда там, где это, казалось бы, невозможно



На сегодняшний день Россия остаётся единственной страной в мире, в распоряжении которой есть не просто ледокольные корабли, а ледоколы на атомном ходу. Более того, количество атомоходов на службе федерации постоянно растёт. Уже в обозримом будущем их количество перевалит за дюжину экземпляров. Каждый из них позволяет проводить торговые суда там, где это, казалось бы, сделать невозможно.


У других стран таких нет.

У других стран таких нет.


По состоянию на конец 2025 года в мире имеется 186 ледоколов. Более 50 из них принадлежит России. Другими странами с относительно большими ледокольными флотами остаются такие государства, как Канада и Финляндия. У них на сегодняшний день примерно по 10 ледоколов разного типа. Так или иначе, ледокольные суда есть у большинства морских держав мира. Однако, в абсолютном большинстве случаев численность их ледокольных флотов исчисляется буквально единицами. Даже у США и Китая подобных кораблей не более полдесятка (у каждой из стран). При этом только у России есть ледоколы на атомном ходу. Во всяком случае – пока. У всех остальных стран, они всё ещё дизельные. Даже если речь идёт о достаточно крупных судах.

Корабли для работы в Арктике.

Корабли для работы в Арктике.


Как несложно догадаться, ключевым отличием атомного ледокола от дизельного является наличие атомной силовой установки. Однако, что это значит в практическом выражении? В первую очередь то, что атомный ледокол гораздо мощнее любого дизельного. Благодаря этому такие суда могут разламывать лёд толщиной до 3 метров! Задача абсолютно непосильная для ледоколов на дизеле. Другое важное преимущество атомных судов – высокая автономность. На заправку такие ледоколы уходят в среднем раз в 7 лет. При этом атомный движитель позволяет экономить на борту массу и пространство, благодаря чему ледокол можно нагрузить большим объемом полезного оборудования и припасов. Так, российские суда способны не заходить в порт до 6 месяцев.

Для сравнения, мощность сильнейших дизельных ледоколов в 2-2.5 раза ниже, чем мощность атомных. А автономность плавания таких судов не превышает 2 месяцев. Конечно, нельзя не признать, что в использовании «мирного атома» есть свои риски. На пути к современности было немало ошибок и аварий, бивших по природе и уносивших жизни людей. Увы, такова цена за освоение любой новой технологии в истории человечества. При этом было бы наивно считать, что «дизеля» в этом отношении хоть сколь-нибудь лучше хотя бы и для природы. В среднем дизельный ледокол в 106 раз сильнее загрязняет окружающую среду, нежели современный атомный. Причем делает это он в абсолютно штатном режиме без каких-либо поломок или аварий.

Настоящие помощники.

Настоящие помощники.


На сегодняшний день у России есть 9 атомных гражданских судов. Из них 8 – это те самые ледоколы. Девятое судно – это атомный контейнеровоз. Ожидается, что к 2030 году у флота федерации будет уже не менее 12 различных атомоходов. При этом уже сегодня российские атомные ледоколы осуществляют не менее 800 проходок через Арктику в год. Благодаря им торговые суда могут хоть по Северному морскому пути – кратчайшей торговой артерии из Азии в Европу. Конечно, не стоит наивно полагать, что даже глобальное потепление в полной мере сведёт на нет необходимость в южных путях сообщения, в т.ч. через Суэцкий канал. Однако, важность ледокольного флота на СМП год от года только растёт. В частности, из-за перспектив разработки здешних месторождений полезных ископаемых.

Ломают лёд толщиной до 3 метров.

Ломают лёд толщиной до 3 метров.


Современные атомные ледоколы России типа «Арктика» оснащаются двумя атомными ректорами суммарной отдачей на уровне 60 МВт. При движении по льду скорость корабля сильно замедляется. Так, 3-метровые образования проходятся ледоколом подобной мощности на скорости не более 3.7 км/ч. Образования льда толщиной до 1.5 метров проходятся гораздо быстрее – на скорости около 22 км/ч. Для сравнения средняя скорость движения ледокола по свободной воде составляет 40-45 км/ч. Стоит отметить, что для своих габаритов ледоколы – это весьма скоростные суда. Габариты «Арктики» в среднем составляют 173 метра в длину, 34 метра в ширину и 52 метра в высоту. При этом экипаж такого ледокола по штату составляет всего 54 человека. Капитан управляет судном с 30-метрового мостика, откуда в хорошую погоду открывается дивный вид на расстояние в 12 морских миль (22 км).

Других таких судов нет во всём остальном мире.

Других таких судов нет во всём остальном мире.


Служба на ледоколе – не простое «развлечение». Каждый день моряки должны выдерживать по 4 вахты, отдыхая всего 8 часов включая сон. Проводка кораблей через Арктику осуществляется по строгому и весьма специфическому регламенту. Вне зависимости от флагов капитан ледокола де-факто осуществляет руководство над каждым кораблём арктического каравана. Из-за использования современного оборудования, может показаться, что управление огромным ледоколом мало отличает от управления автомобилем… Однако, первое впечатление обманчиво. Хождение через льды – тяжелый труд, требующий специального образования, подготовки и труда десятков специалистов. Один только выбор маршрута уже являет собой отнюдь не тривиальную задачу, ведь капитану и лоцману приходится постоянно искать участки с тонким или потрескавшимся льдом. Эта работа имеет решающее значение, ведь от неё зависит не только скорость (а значит и рентабельность) каравана, но и его безопасность.

Серьёзные суда.

Серьёзные суда.


Отыскивать подходящий маршрут команде ледокола помогает специальное оборудование – бортовой измерительный комплекс. Современные БИК основаны на работе лазерных лучей, с помощью которых оборудование сканирует окружающее пространство. Помогают ледоколу в его непростой работе и другие современные системы: эхолоты, репитеры и даже спутниковые системы. По сути, современный ледокол – это огромный плавучий компьютер! Впрочем, на случай чего на борту есть и оборудование для работы «по старинке», например прожекторы и светодиодные системы. При этом работа арктических конвоев постоянно осложняется плохой погоды: густая непроглядная метель здесь не ЧП, а фон жизни.

А вот интересное видео с нашего канала - за что врачи ругали советскую школьную форму 1950-х годов:



В продолжение темы читайте про 5 популярных ножей, которые на практике не доставят ничего, кроме проблем.

Обратите внимание:

0
1606
Версия для печати