Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

9 распространённых стереотипов о советском оружии, что глубоко укоренились в народном сознании



Сложно отыскать образец советской техники, о котором не было бы тех или иных мифов. При этом было бы наивно полагать, что подобного рода заблуждения всегда носят исключительно «чёрный» характер. Прошедшие десятилетия подарили парку советских технологий и немало «белых» мифов, которые также не имеют ничего общего с действительностью. При этом как водится, многие из подобных суждений были сформированы вовсе не по чьей-то злонамеренной указке, а в стремлении отдельных авторов сыграть на чувствах читателя.

1. Калашников - Штурмгевер



Общего на самом деле почти и нет.

Общего на самом деле почти и нет.


Пожалуй, самая стойкая байка в отношении советского арсенала. Как много отличий между АК-47 и StG-44? На самом деле очень много. Куда проще перечислять ничем они отличаются, а чем они хоть как-то похожи кроме изгиба магазина и высоко посаженной мушки. Проблема лишь в том, что принципиально общих моментов в конструкции винтовок нет и вовсе. Если разобрать АК-47, М16 и StG-44, то куда больше похожего получится обнаружить между «американцем» и «немцем». Однако и в этом случае ни о какому «топорном копировании» речи конечно же не идёт. Что же до Калашникова, то хоть как-то похож на StG у него в первую очередь УСМ. Правда у советского автомата он вмонтирован в ствольную коробку, в то время как у немецкого собран в отдельном узле. Подобным образом дела обстоят с затвором. Некоторое сходство есть, однако запирание ствола у АК и StG происходят на совершенно разных принципах.

2. БТР-40 скопирован с M3 Scout Car





В ряде популярных изданий встречается упоминание о том, что советский БТР-40 является топорной копией американских M3 Scout Car. На самом деле сходство между машинами разве что формальное да внешнее, и то не полностью. Определенно, советские специалисты занявшиеся БТР-40 работали с оглядкой на опыт применения в Красной армии ленд-лизовских вездеходов М3. Однако, при этом советские бронетранспортёр – самостоятельная разработка, а не копия. Убедиться в этом несложно, заглянув под кузов. Достаточно сказать, что БТР-40 построен на несущем кузове, в то время как М3 на раме. Более того, хорошо известно, что именно лежит в основе первого массового бронетранспортера! В действительности это грузовик ГАЗ-63.

3. Мотоцикл «Урал» скопирован с BMW R71



Скопирован - громкое слово.

Скопирован - громкое слово.


Подобные утверждения – это сильнейшее упрощение. Незадолго до начала Великой Отечественной войны советская разведка действительно тайно вывезла из Германии несколько новеньких BMW R71. Полученные образцы были изучены советскими инженерами и использованы в качестве прототипа для создания «копии» с индексом М-72. Впрочем, называть «копией» этот мотоцикл можно лишь с большой натяжкой. Так как практически все критические узлы и агрегаты пришлось или адаптировать на базе советских аналогов, или разрабатывать с нуля с учётом возможностей отечественного производства.

4. У советских бронетранспортёров для надёжности было по два двигателя


Двигателей два, но есть нюанс.

Двигателей два, но есть нюанс.


Упоминания о том, что советские БТР-60 и БТР-70 оснащались сразу двумя двигателями и двумя коробками передач для большей надёжности до сих пор гуляют по просторам интернета, кочуя из статьи в статью. Моторов и трансмиссий у БТР действительно было по две штуки, однако причина такого технического решения заключалась отнюдь не в стремлении повысить надёжность машины. Запасным двигателем второй мотор также не был.

Дело в том, что первоначально советские БТР оснащались мотором ЯАЗ-206Б с отдачей 205 л.с. Однако эта установка была слишком тяжелой и по целому ряду параметров архаичной. Проблемы были как с самим мотором, так и с распределением массы в конструкции БТР. В итоге было решено поставить два более современных двигателя ГАЗ-40П по 90 «лошадок» каждый. Две же коробки передач потребовались из-за того, что моторы не были между собой синхронизированы.

5. Советское оружие надёжное



Всё гораздо сложнее.

Всё гораздо сложнее.


Да, советское оружие действительно зачастую простое, технологичное и вполне надёжное. Однако, последнее вовсе не означает, что им можно гвозди забивать. Даже если речь идёт об автомате Калашникова. Суровая правда гораздо сложнее, чем категоричные агитационные выкрики. Если какое-то оружие добралось до армии и стоит на вооружении не один год, то оно с вероятностью 9 из 10 будет обладать «волне адекватными» характеристиками для своего театра военных действий. В том числе и в вопросе надёжности. Западные образцы здесь не исключение. А показуха с АК стреляющими после купания в грязи хотя и выглядит круто, в большинстве случаев всё-таки остаётся именно, что показухой или ошибкой выжившего.

6. «Лунь – гроза авианосцев»


Проект так и остался экспериментальным.

Проект так и остался экспериментальным.


Когда смотришь на фотографии экраноплана «Лунь», то становится сложно не преклоняться перед его высокотехнологичной монструозной красотой! Подобные штуковины без всякого преувеличения – симфония инженерного гения человека. Однако, при этом не стоит забывать о том, что и симфонию можно сыграть криво… В популярных изданиях и прессе «Лунь» часто называют «грозой авианосцев», незаметной для корабельных РЛС. Но были ли у этого проекта на самом деле перспективы? Определённо – да. Вот только на практике довести «Лунь» до ума так и не смогли. Судно осталось сугубо экспериментальной разработкой, а потому как-то странно приписывать ему те или иные чудесные качества.

7. У Т-34 слабое бронирование



Слабое относительно чего?

Слабое относительно чего?


Существует расхожее заблуждение о том, что у советских средних танков Т-34 было весьма слабое бронирование. Не в последнюю очередь такой нарратив сформировался благодаря массовой культуре. В действительности же стоит спросить: слабое относительно чего? На момент 1941 года у Т-34-76 было вполне представительно бронирование: на лбу 45 мм гомогенной брони, установленной под углом 60 градусов. Для сравнения у немецких Т-III и Т-IV толщина лобовой брони на тот момент составляла 15 и 50 мм, соответственно. И это при том, что угол её наклона стремился к прямому. Американские «Шерманы» также обладали сопоставимым лобовым бронированием – 51 мм при 56 градусах наклона.

8. Американцы создали «Першинг» в противовес ИС-3


Он и был средним.

Он и был средним.


Существует расхожая байка о том, что в 1946 году американцы превратили M26 Pershing из тяжелого в средний танк под впечатлением от демонстрации советских ИС-3. Якобы сделано это было из соображений о том, что за океаном даже средний танк лучше, чем советский тяжелый! Однако, действительность носит куда более прозаичный характер. Дело в том, что M26 с самого начала создавался именно как новый средний танк, однако в ходе Второй мировой войны его переквалифицировали в тяжелый исключительно из агитационных соображений для поднятия боевого духа американской армии. При этом уже после начала холодной войны в США началась реорганизация бронетанковых войск, в рамках которых новые M26 обратно вернули в средние танки. Демонстрация советских ИС-3 во всей этой истории вообще была не при чём.

9. Советское оружие – дешевое



Нет, не дешевое.

Нет, не дешевое.


Опять-таки, здесь в пору спросить: относительно чего? Советские вооружения действительно могут показаться дешевыми относительно зарубежных аналогов, сделанных в странах экономического Центра вроде США, Японии, стран Западной Европы и Южной Корее. Однако, для самого Советского Союза всё это было очень недешево. По оценкам ЦРУ СССР тратил в годы холодной войны по 12-15% валового национального продукта на оборону. Горбачёв в годы Перестройки и вовсе говорил о 20%. С точки зрения своей экономики, Союз тратил на вооружения всяко не меньше, чем США.

А вот интересное видео с нашего канала - 3 лучших российских боевых вертолета, завоевавших симпатии военных всего мира:



В продолжение темы читайте о том, почему многие автомобилисты остаются недовольны AGM-аккумуляторами.

Обратите внимание:

0
2594
Версия для печати