Этот завод стал одним из наиболее знаковых во времена Российской империи. Предприятие пережило кровопролитную и разрушительную гражданскую войну, продолжив трудиться на благо Отечества во времена советской власти. Когда-то этот завод бил рекорды производства и становился местом внедрения передовых (для своего времени) технологий. Спустя многие десятилетия цеха по Пожве все еще продолжают стоять, но что в них производят сегодня? Слышен ли по сей день стук кузнечных молотов и рев станков?
Все, что осталось от завода. |Фото: flectone.ru.
В начале пятого десятилетия XVIII века барон Николай Строганов подал прошение на строительство нового металлургического предприятия. Поставить предприятие было решено на реке Пожве примерно в 100 км от Перми. Построили завод за 2 года, открыв и запустив в 1756- году. Конечно, по современным меркам завод Строганова выглядел бы откровенно смешно, однако для своего времени – это было достаточно крупное предприятие с одной доменной печью, парой молотобойных фабрик и одной дощатой, а также кузнечной фабрикой. Поставлено предприятие было посреди пожевских рудников. Сырье за завод завозилось с пяти месторождений в радиусе 20-22 км. Так же для завода Строгановых была построена дамба шириной около 75 метров и протяженностью 1 320 метров. Последнее делало ее самой длинной заводской плотиной за Уральскими горами.
Завод в XIX веке. |Фото: livejournal.com.
К 1760 металлургический завод Строгановых производил 653 тысячи кг чугуна и 334 тысячи кг железа в год. При этом еще в 1758 году на заводе появились еще и собственные медеплавильные печи. Сырье для них везли с двух рудников. К 1759 году Пожевской завод выплавлял уже по 27.7 тысяч кг этого металла. В последующие десятилетия завод несколько раз менял владельцев, переживал как рекорды выплавки, так и падения производства. Выплавку меди вскоре и вовсе пришлось прекратить из-за нерентабельности… В начале XIX века из-за долгов предприятие перешло в казенную собственность. Спустя несколько лет на заводе началась новая реконструкция, появилась собственная фабрика для прокатки толстых железных листов. В 1809 году вместо нескольких старых молотовых фабрик открыли один новенький огромный цех! В 1813 году на предприятии появилась новая домна, в 1821 – новый станковый цел. В 1824-м полностью обновили парк заводского оборудования.
Завод лил сталь и чугун. |Фото: livejournal.com.
К 1830 годам завод перепрофилировался с выплавки чугуна на производство железа. К 1850-м завод, основанный Николаем Строгановым, стал одни из крупнейших горных предприятий Урала. Во II половине XIX столетия предприятие стало место внедрения передовых технологий. На заводе регулярно испытывали новейшее оснащение. Также, «Пожевской» стал первым предприятием России, где установили освещения на газу. Год за годом предприятие росло и развивалось, однако условия труда рабочих, мягко говоря, оставляли желать лучшего. Поэтому в первое десятилетие XX столетия предприятие оказалось в водовороте революционных событий. В 1900-х году на заводе состоялась забастовка тружеников, которая закончилась победой последних.
Завод работал многие десятилетия. |Фото: livejournal.com.
После Октябрьской революции Пожевской завод был обобществлен советской властью. Однако, в ходе гражданской войны предприятие серьезнейшим образом пострадало из-за боевых действий. В результате, советская власть приняла решение о заморозке завода в 22-ом году. В 1928 здесь организовали выпуск оборудования для рубки и сплавки леса, однако спустя всего год завод вновь закрыли, после чего он простоял без дела вплоть до 1939. В 1952 году из-за затопления территорий Пожевский машиностроительный завод был перенесен на 2 км и перепрофилирован в завод катеров. В последующие десятилетия предприятие помимо оснащения для лесозаготовки выпускало также собственные катера и разнообразную спецтехнику. К началу восьмого десятилетия XX века здесь трудилось порядка 1 200 рабочих.
Завод не пережил 1990-е. ¦Фото: him-kont.ru.
Переживший кризисы и банкротства во времена империи, гражданскую войну и перенос во время советской власти, завод на Пожве тем не менее не смог пережить «лихие 90-е». С 1992 предприятие превратили в акционерное общество. В 1998 предприятие в очередной раз перепрофилировали, однако к этому моменту от былой славы завода уже почти ничего не осталось. К началу 2000-х здесь трудилось уже не более 250 человек. Наконец в начале 2010-х предприятие было признано банкротом и закрыто. Оставшиеся от завода цеха, плотина, усадьба помещика со сквером сегодня остаются частью местного культурного наследия.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, почему в СССР поставили крест на уникальном судне на подводных крыльях с авиационными двигателями.