Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



Едва ли для кого-то станет открытием, что в годы Великой Отечественной войны воюющих армиях достаточно активно использовались трофейные вооружения. Однако, не каждый знает о том, что применялось в таком виде отнюдь не только ручное огнестрельное оружие, но и куда более «тяжеловесные» оружейные системы, в том числе целые танки! Правда из-за отсутствия достаточного количества боеприпасов и ЗИП, использовалась трофейная техника все-таки ограниченно. Конкретно захваченные танки чаще всего применялись в качестве машин охраны для советских штабов.


Трофейная четверка. /Фото: topwar.ru.

Трофейная четверка. /Фото: topwar.ru.


Немецкий средний танк Pz.IV или Т-IV был одной из самых массовых машин вермахта. При этом повоевать танк успел не только за Третий рейх, но и за Советский Союз. Так, некоторое количество трофейных Т-IV использовалось Красной армией в качестве машин охраны, главным образом для штабов. Одни из наиболее известных воспоминаний о службе на машине противника оставил ветеран Великой Отечественной войны Рем Уланов, ставший в последствии кандидатом технических наук и сотрудником Научно-испытательного бронетанкового полигона ГБТУ (МАДИ). На фронте Рем Уланов оказался еще в 1942 году в качестве шофера. Однако, после ранения и госпиталя был отправлен учиться на механика-водителя САУ. На трофейный Т-IV наш герой пересел в 1943 году, после того как была подбита его СУ-76, а сам он чудом выжил. Закончил войну Уланов на службе в роте охраны 13-й армии 1-го Украинского фронта.

Рем Николаевич Уланов, слева. /Фото: mirtesen.ru.

Рем Николаевич Уланов, слева. /Фото: mirtesen.ru.


По воспоминанием Рема Уланова, трофейный Pz.IV был «грозным» охранником с боекомплектом из «целых» трех снарядов. Благо наступать на запад этому тевтонскому красавцу с 1943 года приходилось лишь вслед за перемещением советского штаба. Большую часть времени машина просто стояла без дела, передвигаясь лишь в момент переноса штаба. Как и советским самоходки СУ-76, немецкий танк Pz.IV работал на бензине из-за чего по воспоминаниям Уланова от танка постоянно приходилось отгонять некоторых беспечных бойцов с цигарками. Заправлять танк было непросто, так как в немецкой армии для кормления машины применялись заправочные пистолеты, которых в Красной армии на тот момент не было. Поэтому советским танкистам на трофее пришлось приспособить для этих целей воронку. Бензин в «четвёрку» лили прямо из ведра. Топливный банк у немецкой машины был большой, а горловина бака была «втиснута» тевтонскими конструкторами под верхнюю ветвь левой гусеницы. К счастью, заправлять трофей приходилось нечасто.

Был одним из главных танков Германии. /Фото: Pinterest.

Был одним из главных танков Германии. /Фото: Pinterest.


Главным достоинством Pz.IV по воспоминаниям ветерана было удобство. Внутри «четвёрка» была заметно просторней советских Т-34. Танк был оснащен комфортным сиденьем. Управлялся немецкий танк легко и даже непринужденно в сравнении с советскими машинами. Правда, были и недостатки. Во-первых, в танке абсолютно раздражающе трещали шестеренки трансмиссии. Во-вторых, механик-водитель был обречен «наслаждаться» бесконечной струёй горячего воздуха от все той же коробки передач боевой машины. По воспоминаниям Уланова в правый бок «знатно припекало». Еще один плюс немецкой машины, который отметил ветеран – удачное расположение люков. Благодаря чему экипаж мог быстро покинуть подбитый танк. Правда, было одно «но»: доступны эти люки были лишь на машинах без дополнительного навесного бронирования. Высоко оценил Уланов в своих воспоминаниях и работу 300-сильного двигателя «Майбах». А вот за что Рем Николаевич танк раскритиковал, так это подвеска… Она была жестче, чем у трофейных Т.III, но все еще мягче, чем у отечественных Т-34.

Советские танкисты на трофейном танке. /Фото: topwar.ru.

Советские танкисты на трофейном танке. /Фото: topwar.ru.


В воспоминаниях Уланов отмечал, что по лёгкости управления немецкий Pz.IV возможно был одним из лучших танков войны. Однако, по маневренности немецкая машина заметно проигрывала советским Т-34. Не отличался тевтонский танк и плавностью хода, которая по мнению Уланова была даже хуже, чем у тяжелых танков. Отдельно Рем Николаевич вспоминал примечательный эпизод, произведший на него большое впечатление. В сентябре 1944 года ветерану довелось стать свидетелем массированной контратаки немецких сил на Сандомирский плацдарм. Основу танкового кулака Рейха в этой атаки составляли как раз танки Pz.IV. Советские самоходчики успешно опрокинули противника, после чего оставшиеся на ходу средние танки противника стали стремительно откатываться назад задним ходом. Как пояснял Уланов, советская бронетехника ездить с такой скоростью на реверсе не могла, а потому окажись в подобной ситуации наши танкисты, они были бы вынуждены совершать разворот.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте про 5 секретных советских танков, которые так и не добрались до серийного производства.


Обратите внимание:







1024
29.12.2024 21:58
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё