Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



«КВ с большой башней» - именно такое название первоначально носил танк КВ-2, названный в честь героя революции 1917 года и гражданской войны в России Климента Ефремовича Ворошилова. На просторах интернета части приходится слышать, что КВ-2 натурально наводил ужас на солдат вермахта. Однако, по какой-то причине советское «чудо-оружие» было снято с производства уже в 1943 году. В чем же была сила танков КВ-2 и почему от них все-таки отказались?


Производство Т-34 в годы войны. |Фото: fotoload.ru.

Производство Т-34 в годы войны. |Фото: fotoload.ru.


Для начала несколько важных и небезынтересных цифр. Средний танк Т-34-76 выпускался в СССР с 1939 по 1948 год и был произведен в количестве 35 330 единиц. При этом только за 1942 год советские заводы выпустили с конвейера 12 520 этих машин. Средний танк Т-34-85 выпускался советской промышленностью с 1944 по 1945 год. За это время в СССР было произведено 25 914 таких танков. Тяжелые танки начального периода войны КВ-1 выпускались с 1939 по 1942 год и были произведены в количестве 3 267 машин. Тяжелые танки заключительного периода Второй мировой войны ИС-2 производились СССР с 1943 по 1945 год и были выпущены в количестве 3 483 единиц. Ну и наконец: «гроза Третьего рейха», «победитель танковых кулаков вермахта и ваффен-сс», «главный красильщик немецкого белья в коричневый цвет» грозный КВ-2 производился советской промышленностью с целых 8 месяцев в 1940 и 1941 годах и был выпущен в количестве 204 штуки…

Танк КВ-1 оказался не слишком удачной машиной. |Фото: capiton-mebel.ru.

Танк КВ-1 оказался не слишком удачной машиной. |Фото: capiton-mebel.ru.


При всем уважении к советским конструкторам и непосредственно к самому КВ-2, приведенные выше цифры должны наглядно показать, какие машины на самом деле повлияли на «самочувствие» Красной армии и фронта, а какие защитникам СССР оказались не слишком-то и нужны. КВ-2 действительно был грозной машиной, но только в своей нише. Здесь важно вспомнить, под впечатлением от чего и зачем он в свое время разрабатывался. Весь секрет в том, что КВ-2 – это танк глубоко специальный, предназначенный в первую очередь для борьбы с фортификацией. Создавалась машина под впечатлением от укреплений линии Маннергейма в ходе советско-финской войны 1939-1940 годов. Некоторые даже скажут, что КВ-2 было бы правильнее считать скорее САУ с поворачивающейся башней…

КВ-2 был не слишком-то полезен и в известной степени обременителен для армии в 1941 году. |Фото: ixbt.photo.

КВ-2 был не слишком-то полезен и в известной степени обременителен для армии в 1941 году. |Фото: ixbt.photo.


Взламывать вражеские укрепления КВ-2 помогало 152-мм орудие. И не абы какое, а гаубица М-10 (строго говоря М-10Т) адаптирована для установки на шасси танка. Собственно, отсюда и такая огромная башня. Отсюда же и вся «чудовищная мощь». Глупо отрицать, что в эпоху 50-80-мм танковых орудий 152-мм пушка действительно производила впечатление! Вот только бить КВ-2 должен был в первую очередь не бронетехнику, а укрепления. Как и любая машина КВ-2 имел свои сильные и слабые стороны, однако в условиях 1941 и 1942 годов подобный танк оказался банально не нужен Красной армии, которая в начале войны утратила стратегическую инициативу и была вынуждена «играть от обороны». При всей своей «грозности» КВ-2 был для армии бесполезен: большой, неповоротливый, дорогой. Но самое главное – тактически бесполезный. Работы для подобного оружия на фронте практически не было.

КВ-2 было немного. Во многом потому, что так этот узкоспециальный. |Фото: 2023-foto.ru.

КВ-2 было немного. Во многом потому, что так этот узкоспециальный. |Фото: 2023-foto.ru.


Тем не мене было бы ошибкой считать, что КВ-2 – это какая-то бездарная, бесполезная машина. Вовсе нет, просто работа у КВ-2 была уж больно специфическая. Кроме того, у КВ-2 в Красной армии есть как минимум один сводный братик (ну, или скорее сестричка) – это самоходка ИСУ-152. Как несложно догадаться, стоит в ней все та же 152-мм гаубица. Правда, уже не М-10, а МЛ-20. Примечательно, что появляется ИСУ-152 в 1943 году, как раз в тот момент, когда Советский Союз смог наконец взять стратегическую инициативу в свои руки, переломить ситуацию и начать переход к уверенному наступлению. Тогда-то вновь и понадобилось что-то, способное с одной стороны «перемешивать противника с водорослями», а с другой стороны достаточно подвижное.

Во второй половине войны выпавшее из рук красное знамя подхватила куда более универсальная ИСУ-152. |Фото: vestidosaaf.ru.

Во второй половине войны выпавшее из рук красное знамя подхватила куда более универсальная ИСУ-152. |Фото: vestidosaaf.ru.


Однако, если КВ-2 был строго взломщиком фортификаций, ИСУ-152 была куда более универсальна. На заключительном этапе войны новая машина выступала в качестве самоходной гаубицы, штурмового орудия для преодоления обороны и истребителя танков. И к слову, в отличие от КВ-2, 152-ая красавица была произведена в большом количестве – 2 825 единиц с 1943 по 1947 год.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте про советские самоходки СУ-152 и ИСУ-152: в чем между ними разница и какая лучше.


Обратите внимание:







3785
29.10.2023 18:50
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё