Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



Еще до начала Второй мировой войны советская промышленность делала особый упор на производство легких танков для уничтожения бронетехники противника. А поддерживать сухопутные войска приходилось расчетам полевых орудий, которые часто не успевали добраться до нужной позиции и нанести удар по врагу.


Для частичного решения этой проблемы инженеры приняли решение выпустить легкую артиллерийскую установку на собственном ходу для поддержки пехоты СУ-76. Ей удалось получить звание самой распространенной САУ в СССР, так как по массовости (14 292 машин) она уступает лишь танку Т-34.

Немного предыстории



Самоходки относительно дешевы и легки в производстве/ Фото: warspot.ru

Самоходки относительно дешевы и легки в производстве/ Фото: warspot.ru


Сразу после появления в строю артиллерийская установка СУ-76 вызвала большое признание со стороны пехоты. Тем не менее многие солдаты называли ее «братской могилой». С чем связана такая популярность, и в то же время ненависть?

Вообще, в Советском Союзе и ранее создавали самоходную артиллерию, правда, производство всегда ставилось на второй план, так как основной акцент был сделан на легкие танки. После начала Второй мировой войны ситуация сильно поменялась, и на самоходки стали смотреть совершенно иначе.

Дело в том, что они оказались более дешевыми и легкими в производстве, а развернуть производственный процесс можно было в сжатые сроки. Это и правда немаловажный пункт на фоне многочисленных потерь танков на ранних стадиях войны. Советскому правительству нужно было оперативно решить вопрос дефицита бронетехники, но в 1941 году достичь поставленных целей не удалось.

В начале 1942 года появилась идея создания легкой самоходной артиллерийской установки с мощным вооружением, которая сможет наносить удары по немецким танкам Pz.III и Pz.IV. Еще она будет выполнять функции штурмовой САУ, частично заменяя легкие танки и осуществляя поддержку сухопутных войск.

Су-76 с осени 1942 года начали выпускать серийно/ Фото: maximonline.ru

Су-76 с осени 1942 года начали выпускать серийно/ Фото: maximonline.ru

Для таких задач техника подходила еще лучше, поскольку позволяла взять на борт более массивное орудие. Эта концепция быстро нашла отклик у инженеров и военачальников, поэтому уже в феврале состоялось открытие специального конструкторского бюро по производству самоходных орудий.

Ближе к осени 1942 года новые САУ серии СУ-76 начали выпускаться серийно. Но уже на первых этапах производства была обнаружена существенная проблема – сомнительная надежность.

После схода с конвейера шести сотен установок из-за глобальных неполадок трансмиссии выпуск пришлось свернуть, а машину отправить на доработки. Сама компоновка двух параллельных двигателей в силовой установке выглядела весьма оригинально. К тому же это позволяло продолжать ход даже при выходе из строя одного агрегата. Однако система была технически сложной в производстве и управлении.

1. Крутильные колебания



Первая модификация Су-76/ Фото: warspot.ru

Первая модификация Су-76/ Фото: warspot.ru

Ветераны Второй мировой войны, успевшие побывать на первых образцах САУ, обратили как сильные стороны, так и существенные минусы такой конфигурации силовой установки.

В первом варианте Су-76 с обозначением Су-12 устанавливалось два 6-цилиндровых карбюраторных двигателя от ГАЗ-202, которые выдавали 75 л. с. мощности каждый. К ним прилагались отдельные радиаторы, коробки передач и муфты сцепления.

Моторы находились спереди корпуса, а между ними устанавливался отсек водителя. Сложно не догадаться, насколько проблематично было управлять двумя отдельными трансмиссиями и муфтами сцепления.

Во время разработки этой концепции конструкторы не обратили внимание на тот момент, что в такой компоновке обязательно появится значительное крутильное колебание. Теоретически схему можно бы было реализовать по-другому, как это сделали инженеры «Кадиллак», выпустив танк М3 с параллельными моторами, но автоматическими трансмиссиями и гидромуфтами.

Проблема была решена конструктором Астровым, который применил концепт спаривания двигателей. В будущем неполадки, связанные с коробками передач, больше не появлялись.

2. Небольшое противопульное бронирование и уязвимая к ударам рубка



Эту САУ многие называли «братской могилой» из-за недостаточной защищенности экипажа/ Фото: parkpatriot.ru

Эту САУ многие называли «братской могилой» из-за недостаточной защищенности экипажа/ Фото: parkpatriot.ru

Следующим явным минусом самоходной артиллерийской установки Су-76 стало незначительное противопульное бронирование, а также уязвимая к ударам сверху рубка. Тем не менее в категории легких САУ данная модель могла похвастаться самой прочной броней.

Наращивать ее еще больше было нелогично, поскольку это бы не улучшило противоснарядную защиту. Были идеи создать самоходку с закрытым кузовом, но вскоре от этой идеи отказались. Дело в том, что в таких условиях работа экипажа была сильно стесненной, а при выполнении боевых задач со скорострельностью до 15 выстрелов в минуту самоходчики угорали от газов.

Прозвище «братская могила» связано именно с недостаточной защитой членов экипажа. Были и другие варианты прозвищ – как например, «прощай Родина», «собака женского пола» и т.д. В большинстве случаев самоходки уничтожали снарядами, пробивающими тонкую броню, что вызывало детонацию боекомплекта, который устанавливался вдоль бортов.

В САУ не имелось качественной противопожарной защиты/ Фото: topwar.ru

В САУ не имелось качественной противопожарной защиты/ Фото: topwar.ru

Проблему усугублял бензиновый агрегат, а так как на борту не было хорошей противопожарной защиты (даже огнетушители устанавливали не везде), шансы выжить после попадания вражеского снаряда становились мизерными.

Но если бронезащита стала серьезным минусом фактически для всех ветеранов, то открытая конструкция корпуса вызывала неоднозначные мнения. Кто-то считал это больше достоинством, чем недостатком. В первую очередь это решало вопрос с загазованностью отсека экипажа, а также улучшало обзор и коммуникации с сопровождающей пехотой.

Серьезные нарекания к орудию не возникали. Орудие ЗИС-3 получало разнообразный боекомплект. Он включал осколочно-фугасные, подкалиберные и бронебойные снаряды. Пушка хорошо проявляла себя при поддержке сухопутных войск и позволяла ликвидировать огневые точки, а также стрелять по траншеям.

Даже отсутствие пулемета для курсовой стрельбы не являлось для ветеранов проблемой. Они оправдывали это тем, что в боевых условиях достаточно использовать личное оружие или штатный ППШ.

3. Аккумуляторные блоки, уязвимые к холодам



Су-76, вид спереди/ Фото: war-book.ru

Су-76, вид спереди/ Фото: war-book.ru

Больше всего ветераны жаловались на уязвимые шестивольтовые аккумуляторные блоки, которые сильно страдали в холодный период. Если батарея садилась во время запуска, то оставались надежды только на ручной запуск посредством внушительной рукояти.

В перечне плюсов Су-76 упоминается маневренность, небольшой вес, а также повышенная проходимость, что позволяло машине двигаться возле пехоты по пересеченной местности, мостам на слабых опорах, а также легким гатям. Удобство эксплуатации и обслуживания, низкий уровень шума и надежность тоже нашли отклик.

При выполнении реальных боевых задач машина показывала себя неплохо. Главной же проблемой являлось неполное понимание особенностей применения и ключевого назначения самоходки личным составом. Зачастую их сравнивали с легкими танками, поэтому использовали для тех же задач. Поэтому большая часть потерь бронетехники связана именно с этим пунктом.

Самоходки никак не подходит для атак, как тот же Т-34, поскольку последние имеют усиленную защиту броней, а пушка в СУ-76 находится в задней части корпуса и открыта.

Как отмечали ветераны в своих мемуарах, САУ создавали мудрые инженеры и конструкторы, которые делали легкие машины для поддержки пехоты и ликвидации фашистских огневых точек.



Интересно также узнать, какое оружие Второй Мировой войны считалось самым надежным.


Обратите внимание:







1843
29.05.2024 12:10
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё