«Акула» — это не только крупная морская хищная рыба, но и проект советских подводных лодок. Всего в Советском Союзе было построено шесть таких. Сегодня уже мало кто помнит, но субмарины класса «Акула» до сих пор остаются самыми большими в истории. Но зачем СССР в принципе понадобилась подводная лодка с такими впечатляющими габаритами? Не лучше ли было делать субмарины поменьше, ведь это кажется абсолютно логичным применительно к военной технике.
Американская подлодка Огайо. |Фото: sn-gazeta.ru.
В 1960-е годы в США окончательно отказались от концепции превентивного ядерного удара в целях нейтрализации стратегических сил противника. Причиной тому стало осознание факта невозможности ликвидировать все стратегические вооружения врага одной атакой. Ядерная доктрина США вновь претерпела изменения: отныне нужно было наращивать собственные стратегические силы в рамках «правдоподобного устрашения». Данная концепция фокусировалась не на гарантированном уничтожении противника, а на его запугивании потенциальным гарантированным соразмерным ответным ударом. А для этого требовалось и дальше развивать ядерную триаду, диверсифицируя свои стратегические вооружения.
Советская Акула. |Фото: itcrumbs.ru.
Так, в начале 1970-х годов в США озаботились созданием новых подводных стратегических ракетных крейсеров. Достойное место в заокеанской ядерной триаде должны были занять новейшие ПЛАРБ типа «Огайо». Каждая такая субмарина была способна нести по 24 МБР типа «Трайдент». К строительству первой подводной лодки в США приступили в 1976 году. Всего же американы создадут 18 таких подводных ракетных крейсеров. Справедливости ради под запуск МБР оборудовано только 14 субмарин. Остывшие 4 используются в качестве носителей крылатых ракет. И нужно ли говорить, что о планах США построить ПЛАРБ нового типа сразу же узнали в Советском Союзе?
Советская ракета Р-39. |Фото: ВКонтакте.
Собственно советский проект 941 «Акула» был задуман как симметричный ответ на скоро появление у США субмарин «Огайо». Первую «Акулу» начали строить в том же 1976 году. Каждая такая субмарина должна была нести по 20 МБР Р-39. До 1989 года в Союзе успели построить всего 6 таких субмарин. До сих пор «Акулы» остаются самыми большими подлодками в истории военно-морского флота. Подводное водоизмещение этих субмарин оценивается в 48 тысяч тонн. Полная высота 941-ых сопоставима с 9-этажным домом, а длина подлодок превышает отметку в 170 метров. На борту каждого такого советского красавца служило по 160 матросов и офицеров. Предельная глубина погружения могла достигать 500 метров, а запасов и топлива на подлодке хватало для 6-месячного рейда.
Полет американской ракеты Трайден. ¦Фото: thedefensepost.com.
Но почему же «Акулы» получились такими большими? На самом деле всему виной те самые межконтинентальные ракеты Р-39. Дело в том, что американские МБР «Trident-I» летали на 7 400 км. Советские военные хотели получить ракеты, которые могли бы летать еще дальше. Достичь желанного результата у советских конструкторов получилась. Р-39 могла преодолеть расстояние в 8 250 км. Однако, за повышенную дальность пришлось расплачиваться значительным увеличением массы горючего. Если объем топлива у «Trident-I» составлял около 32 тонн, то у Р-39 он составлял уже 90 тонн. Как результат, наращивание объема топливных элементов стало причиной заметного увеличения габаритов. Если высота «Trident-I» составляет 11.5 метров, то высота Р-39 составляет уже 16 метров.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про «Белгород»: каким образом эта российская подлодка может вызвать 100-метровое цунами.