Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



Афганская война стала серьезным испытанием для советской армии и одним из последних гвоздей в гроб первого социалистического государства. В ходе вооруженного конфликта использовалось не только заводское оружие, но и многочисленные эрзац-поделки. Что удивительно, создавали их не только сидящие в горах душманы, но советские военные, которые стремились ответить на всякое «восточное коварство» «советской смекалкой».


Сначала предложено было ставить минометы Василек. /Фото: ok.ru.

Сначала предложено было ставить минометы Василек. /Фото: ok.ru.


Афганский театр боевых действий был очень сложным для советской армии. Партизанские методы войны душманов доставляли интернациональным войскам огромные проблемы. Местные боевики с превосходными знаниями на местности отлично умели пользоваться непростым ландшафтом. Хуже всего для советских войск было то, что согнать с гор духов зачастую было крайне не просто. Лучше всего для этого подходили минометы, РСЗО и штурмовые вертолеты. Однако, каждый из перечисленных видов вооружения имел свои конкретные недостатки, связанные в первую очередь с мобильностью и скоростью реакции на инцидент.

Вот такие комплексы получились. /Фото: m.ok.ru.

Вот такие комплексы получились. /Фото: m.ok.ru.


Решить эту проблему буквально подручными средствами попытался майор 56-ой ОДШБ Александр Михайлович Метла. Уроженец деревни Черепы Витебской области (Беларусь), в 1972 году он поступил в Львовское высшее военно-политическое училище. До поездки «за речку» Александр Михайлович в том числе успел послужить в Германии. Оказавшись на месте и накопив определенный боевой опыт, десантник предложил интересную идею – ставить 80-мм минометы 2Б9 «Василек» на грузовики. Сначала к инициативе Александра Метлы отнеслись со скептицизмом, однако в итоге подвижные минометы отлично показали себя. За эффективность эрзац-установки солдаты нарекли такие «Уралы» фамилией создателя – «Метла».

Миниатюрное РСЗО. /Фото: pikabu.ru.

Миниатюрное РСЗО. /Фото: pikabu.ru.


В дальнейшем Александр Михайлович развил свою концепцию. Майор предложил пойти еще дальше и начать ставить на транспорт вертолетные НУРСы с ракетами воздух-земля. Таким образом сухопутные подразделения смогли бы значительно увеличить свою огневую мощь, получив в распоряжение миниатюрную систему залпового огня. Так родился комплекс «Метла-2». Монтировали НУРСы на грузовики «Урал», танки, БРДМ-2. Огонь из вертолетных ракетных установок велся 80-мм неуправляемыми боеприпасами С-8 массой 3.1 кг.

Александр Михайлович Метла. /Фото: ctv.by.

Александр Михайлович Метла. /Фото: ctv.by.


Творение советского десантника оказалось необычайно эффективным. После вывода войск из Афганистана все «Метлы» были утилизированы. Единственная оставшаяся машина такого рода стояла в качестве памятника с деактивированным НУРСом в Туркменистане в городе Иолотань. Опыт советских войск оказался в этом отношении оказался настолько удачным и показательным, что его всецело впитали те, с кем приходилось воевать. Сегодня эрзац-РСЗО по схеме Александра Михайловича Метлы можно увидеть в каждом конфликте на ближнем востоке.

В горячих точках такие мастерят по сей день. /Фото: maxpark.com.

В горячих точках такие мастерят по сей день. /Фото: maxpark.com.


Сам Александр Метла в 1992 году был уволен в запас в звании полковника. В 1990-е годы работал в строительном предприятии в Бресте, а затем был нанят одной из фирм в Минске. В 2002 году Александр Михайлович создал благотворительный фонд помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана», который действует по сей день.

В продолжение темы читайте про то, почему некоторые советские пограничники носили петлицы ВДВ.


Обратите внимание:







12347
29.03.2021 20:30
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё