Все мы привыкли к тому, что на суше скорость измеряется в метрической системе. Например, в километрах в час или метрах в секунду. При этом каждый наверняка слышал о том, что скорость движения судов и кораблей измеряться в другой величине – узлах. В связи с этим возникает закономерный вопрос: а откуда вообще взялись какие-то узлы и почему измерение скорости надводных и подводных машин ведется именно в них?
Началось все с парусников. /Фото: pinterest.com.
Название рассматриваемой единицы происходит от принципа работы первого измерительного прибора – секторного лага. Сегодня морской лаг – это высокотехнологичный прибор, определяющий скорость при помощи гидролокации морского дна или измерению напора воды. Однако, в эпоху парусного флота лаг был простой дощечкой, привязанной к длинной верёвке на катушке (вьюшке) и утяжеленной металлическим грузиком. На протяжении всей веревки на равном расстоянии друг от друга были сделаны узелки. Работал такой лаг просто: один моряк выбрасывал дощечку секторного лага за борт, а второй в этот же момент переворачивал песочные часы.
Веревка, дощечка, грузик и катушка - вот и весь секторный лаг. /Фото: wiki2.org.
Дощечка лага, привязанная на веревку, упиралась о воду и тянула за собой веревку с вьюшки. Тем временем моряки должны были считать, сколько узелков веревки успеет покинуть тело катушки прежде, чем закончится песок в часах. По истечению 28 секунд становилось понятно с какой скоростью прямо сейчас движется корабль. Например, если за время работы песочных часов из вьюшки успевало размотаться 8 узелков, скорость парусника составляла 8 узлов. В навигационных расчетах считалось, что скорость в 1 узел позволяет пройти кораблю 1 угловую минуту географической широты за 1 час при движении вдоль меридиана. Таким образом в эпоху парусников узел был далеко не самой точной единицей измерения скорости, однако других вариантов у моряков в те времена просто не было.
Один опускает лаг и считает, другой переворачивает часы. /Фото: wspn.ru.
Само собой, с тех пор многое поменялось. Прогресс на месте не стоял и с каждым столетием корабельный лаг становился все более сложным, высокотехнологичным и точным оборудованием. На смену примитивным механическим лагам пришли индукционные, гидромеханические, гидроакустические (доплеровские) и корреляционные. Однако, при том, что оборудование постоянно становилось точнее, название основной единицы измерения скорости не менялось. А в 1920 году значения морской мили и узла были официально закреплены на международном уровне в ходе Генеральной конференции по мерам и весам. С тех пор принято, что в пересчете на метрическую систему один морской узел равен 1 морской миле в час или 1 852 метрам в час или 0.51444444… м/c.
Приборы становились все точнее, а изобретение осталось прежним. /Фото: dariantique.ru.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про 7 способов продлить жизнь АКПП.