В Российской империи была сложная образовательная система, и особенно ярко это проявилось в среднем звене. Помимо гимназий и других школ в этот сектор входили и так называемые реальные училища. И столь необычное современному уху название было дано этим учреждениям не просто так, а из-за специализации, которую получали студенты.
Реальное училище - один из символов образования в имперской России. /Фото: sibmama.ru
Само явление реальных училищ родилось не на отечественных просторах, а в Германии ещё в XVIII столетии. Эти образовательные учреждения отличались тем, что их студенты осваивали практические, то есть «реальные» навыки, чтобы работать в целом ряде сфер, от промышленности до сельского хозяйства, и даже архитектуре. Данная концепция проникла в Российскую империю только в начале позапрошлого века.
Реальное училище Белгорода, начало ХХ века. /Фото: culture.ru
Первый пик популярности реальных училищ пришёлся на 1830-е годы, когда инициаторами их открытия стали не только государственные структуры, но и частные лица, которые тратили на это собственные деньги. Правда, на первых порах речь ещё не шла о полноценных учебных заведениях, а об отделениях, которые функционировали при традиционных русских гимназиях. Программа их составлялась по схеме немецких прототипов и базировалась на практических дисциплинах - механике, черчении, изобразительном искусстве и т.п.
Выставка рисунков студентов реального училища. /Фото: culture.ru
Постепенно образовательная программа реальных училищ стала более широкой - помимо технических наук начали преподавать также гуманитарные, что сделало их более похожими гимназии. В результате императором Николаем I было дано распоряжение к министерству народного просвещения поставить реальные училища на один уровень с низшими учебными заведениями.
Реальный учебный класс, конец ХІХ ст. /Фото: wikipedia.org
Постепенно статус реального образования только укреплялся, и соответствующие классы стали появляться во всё большем числе других учреждений. Обучение в реальных классах отличалось от гимназийских, к примеру, тем, что преподавание велось только в зимние месяцы, то есть было как бы дополнительным образованием с практическим уклоном. При этом оно было бесплатным, а в классы допускались не только студенты учебных заведений, но и вольнослушатели.
Алексеевское реальное училище Екатеринбурга. /Фото: wikipedia.org
Только через несколько десятилетий реальные классы и отделения разрослись до самостоятельных учреждений, куда изначально шли учиться дети мещан или выходцы из купеческих семей. Впрочем, официально поступить туда могли представители любого сословия, но было и ограничение - в отличие от реальных классов, училища уже предоставляли только платное образование.
Урок физики в реальном училище. /Фото: vichuga-hronograph.narod.ru
Ключевой задачей обучения в реальном училище стало обретение юношами навыков в технических дисциплинах и практических сферах. При этом там преподавались и гуманитарные науки, но в меньшем объёме. По сути, их условно можно сравнить с советскими ПТУ - собственно, после упразднения реальных училищ в 1917 году, во многом именно на их базе появилось среднее техническое образование в СССР.
В дополнение к теме: В чём феномен Царскосельского лицея, который воспитал деятелей, определивших свое время