Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

КАМАЗ-4911: 12-тонный русский красавец, принёсший стране первую победу в Дакаре

Машины Автомобили
Настоящий русский богатырь! /Фото: tent-stroy.ru.

Настоящий русский богатырь! /Фото: tent-stroy.ru.

За окном был 1996 год. На улице – разброд, шатание и бандитизм. В телевизоре – танцующий Ельцин и страшные репортажи из Чечни. В тот год мало кто следил за тем, что наши парни впервые взяли «Дакар». Мощные и выносливые грузовики, раскрашенные под российский триколор, яростно рассекали по пескам ралли-рейдов, отстаивая честь и достоинство России на поприще автомобильного спорта. Тогдашний успех русских гонщиков был бы невозможен без их верного стального коня – красавца и работяги КАМАЗ-4911.


Красавец и работяга. /Фото: drive2.ru.

Красавец и работяга. /Фото: drive2.ru.


В гоночном автомобиле, даже (особенно!) если это здоровенный грузовик, должно быть прекрасно всё: двигатель, трансмиссия, подвеска. Превратить рабочую лошадку в суперкар – непросто. Задача, мягко говоря, не тривиальная. Однако, специалистами КАМАЗ с ней справились на 100%. Вообще, 1996 году для русских гонщиков «Дакара» стал особенным. С тех пор и по сей день русские спортсмены на своих КАМАЗах уверенно доминируют в состязании на грузовиках, лишь иногда уступая пальму первенства чехам и голландцам на их Iveco. При этом до 1996 года в «Дакаре» на грузовиках побеждал кто угодно, но только не наши: немцы, итальянцы, французы, а однажды даже алжирцы. Но затем пришёл новый КАМАЗ и исправил эту жестокую несправедливость!

Принёс русской команде не одну победу. /Фото: uncle-vova.com.

Принёс русской команде не одну победу. /Фото: uncle-vova.com.


В основу спортивного КАМАЗ-4911 лёг двигатель ЯМЗ-7Э846, который до этого использовался преимущественно в белорусских самосвалах марки БелАЗ, а также в различные шасси армейского образца. Например, именно эта установка приводила в движение ракетные комплексы «Тополь-М». Внутри у нас V-подобные 8-цилиндровый турбодизель с рабочим объемом в 17.2 литра. На пике эта 1.4-тонная силовая установка способна прорычать на 730 «лошадок» и 2 700 Нм крутящего момента. Расплачиваться за такие характеристики приходится просто астрономическим расходом горючего. На 100 км пути наш гордый атлет сжирает не менее 30 литров дизельного топлива. Не проголодаться КАМАЗ помогает сразу два 450-литровых топливных бака. Когда русский богатырь заводится, большинство других спортивных грузовиков на его фоне стыдливо замолкает.

Характеристики впечатляют. /Фото: istockphoto.com.

Характеристики впечатляют. /Фото: istockphoto.com.


Как и подобает специальному автомобилю, КАМАЗ-4911 – это предельно простая машина, лишённая каких-либо «гражданских» изысков и сложных технических решений. Все излишества были принесены в жертву выносливости, надёжности и производительности гоночного грузовика. На шоссе машина влегкую разгоняется до 150-160 км/ч, производя при своих габаритах по истине чудовищное впечатление на окружающих. Впрочем, гонять по асфальту – это не для 4911-го. Стихия, для которой создан сей шедевр технической мысли, – дремучее злобное бездорожье. И здесь грузовик раскрывается по полной, продолжая держать уверенный темп на отметке в 140 км/ч. Скакать по кочкам и барханам машине помогают листовые рессоры со встроенными амортизаторами. Кстати, взялись они не откуда-нибудь, а из советской БМД.

Способен на многое. /Фото: gazprom.ru.

Способен на многое. /Фото: gazprom.ru.


Справедливости ради, без иностранной начинки в российском КАМАЗ-4911 всё-таки не обошлось. Увы, на тот момент отечественный автопром мог побаловать конструкторов и спортсменов не по всем вопросам. Из заграничного в русском богатыре 16-ступенчатая коробка ZF и сцепление от Sasch. Раздаточную коробку для гоночной машины позаимствовали у небезызвестной компании Steyr. А ещё от поставщиков из ZF русский грузовик получил рулевое управление и гидроусилитель для него. Обувка у машины также импортная. Гонял КАМАЗ на резине от небезызвестной компании Michelin. При этом колёса у грузовика свои собственные, родные русские из алюминия. Есть в конструкции и другие импортные комплектующие, но за изъятием перечисленного – всё остальное по мелочи.

Зверь, а не машина! /Фото: drive2.ru.

Зверь, а не машина! /Фото: drive2.ru.


По итогу у российских конструкторов получился не автомобиль, а шедевр. Машине с невероятной производительностью, устойчивостью и отзывчивостью. Последнее, конечно же, по меркам 12-тонного гоночного грузовика! Динамика КАМАЗ-4911 потрясает: до 160 км/ч машина с рёвом разгоняется всего за 16 секунд. Впечатляющий результат и по сей день, учитывая массу и габариты. Но что особенно важно, на пересечённой местности машина практически не теряет в этой самой динамике. Разгоняется почти так же резво, как и на добротном асфальте. Хотя, конечно, работать на этих красавцах, мягко говоря, не просто. Поездка на спортивном КАМАЗ – не праздная прогулка. Всё ревёт, трясётся, гремит. Экипаж при этом неистово подбрасывает к потолку несмотря на рессоры и амортизаторы. Именно по этой причине гонщики не только пристёгиваются как будто они космонавты, но ещё и защитные шлемы носят! Иной раз диву даёшься как в этих условиях штурман ещё и умудряется что-то там читать, да на карте выглядывать.

Не ездит – летает. /Фото: zr.ru.

Не ездит – летает. /Фото: zr.ru.


При этом у многих наверняка созрел в сознании вопрос: а сколько стоит такая красота? На самом деле не то чтобы слишком много. Во всяком случае, если сделать скидку на то о какой именно машине идёт речь. В начале 2000-х годов КАМАЗ-4911 обходился всего в 4-4.5 млн рублей, что было примерно сопоставимо со стоимостью 4-5 аналогичных не спортивных грузовиков. И это ещё на самом деле немного. Хотя, конечно, в частные руки такие машины обычно уходят «несколько» дороже. Поговаривают, после первых успехов на «Дакаре» парочку русских КАМАЗ прикупили себе даже впечатлившиеся арабские шейхи. Небось проданные тогда образцы и сейчас пылятся без дела в какому-нибудь премиальном коллекционном гараже одного из нефтяных богатеев.

А вот интересное видео с нашего канала - как шасси самолёта на полной скорости выдерживает вес и не взрывается:



В продолжение темы читайте о бронеюбке для танка – чем она не нравилась немецким танкистам.

Обратите внимание:

0
190
Версия для печати