Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



До сих пор Байкало-Амурская магистраль остается одним из самых масштабных инфраструктурных проектов не только России, но и мира. Сегодня протяженность железной дороги с непростой судьбой превышает 4.3 тысячи километров. Еще лет 10-15 назад БАМ регулярно подвергался нападкам и клеймился как абсолютно бесполезная магистраль. Но так ли все просто на самом деле, и заслуживает ли такого отношения один из самых дорогих проектов советской власти?


БАМ строили всей страной. /Фото: pochet.ru.

БАМ строили всей страной. /Фото: pochet.ru.


Вопрос о строительстве тихоокеанской ЖД через север Байкала был поднят еще в бытность Российской империи в 1888 году. Уже через год из Усть-Кута отправилась экспедиция, которая постановила невозможность строительства железной дороги в тех местах по чисто техническим причинам. Однако, идея строительства новой транспортной артерии никуда не исчезла, и в 1911 и 1914 годах в те места последовало еще две экспедиции. Работу в области проектирования перспективной железной дороги продолжила уже советская власть, вернувшись к проекту в 1926 году. К концу 1920-х годов строительство новой ветки уже не представлялось чем-то невозможным. Наконец, в 1932 году СНК СССР выпустил постановление о начале строительства новой Байкало-Амурской магистрали. Долгое время велись подготовительные работы, наконец к 1937 году советские специалисты смогли определить общий маршрут трассы.

Размах колоссальный. /Фото: sb.by.

Размах колоссальный. /Фото: sb.by.


В результате строительство БАМ обернулось самым масштабным и дорогим инфраструктурным проектом в истории России… Официально железная дорога открылась лишь в 1989 году. В эпоху Перестройки и «лихие 90-е» популярная пресса клеймила Байкало-Амурскую магистраль не иначе как «самым длинным памятником советской глупости». Железная дорога регулярно становилась объектом критики со стороны известных личностей как в позднем СССР, так и в Российской Федерации. С легкой подачи некоторых лидеров общественного мнения в популярной истории БАМ смешалось в кучу все от «сталинских ЗЭКов» до «брежневского комсомола». Сам же уникальный инфраструктурный проект и вовсе преподносился как откровенно бесполезный для страны.

Вокруг БАМ должна была расти промышленность. /Фото: szd.online.

Вокруг БАМ должна была расти промышленность. /Фото: szd.online.


Но действительно ли БАМ был и остается бесполезен? Конечно же, нет. Советская власть строила БАМ не просто так. Уникальная железная дорога должна была стать тем стержнем, вокруг которого следовало начать комплексную работу по освоению местных природных богатств. Вокруг БАМ должно было появиться от 9 до 11 новых территориально-промышленных комплексов. К слову, освоение природных богатств вокруг БАМ так и не началось в том масштабе, в каком это планировалось еще в бытность советской власти. Другими словами, перспективы развития железной дороги как стержня добывающей и производящей промышленности – по сей день колоссальны! И это, не говоря о том, что в добавок ко всему прочему БАМ является важной транспортной артерией.

Сегодня БАМ расширяют. /Фото: rg.ru.

Сегодня БАМ расширяют. /Фото: rg.ru.


После распада Советского Союза Байкало-Амурская магистраль действительно переживала не лучшие времена. Однако, в конце 2010-х годов Транссиб оказался загружен на 100% и советской магистрали вспомнили вновь. Начиная с 2014 года здесь выдуться активные работы по расширению пропускной способности железной дороги. Так, в 2012 году по БАМ перевезли 98 млн тонн грузов. В 2022 году объем перевозок вырос уже до 158 млн тонн, а по итогам 2024 года эксперты ожидают увеличения транзита минимум до 180 млн тонн. При этом прямо сейчас здесь ведется строительство второй магистрали, которая в перспективе удвоит перевозки по главному памятнику «глупости».

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте о том, как старые железнодорожные вагоны превратили в уютные гостиничные номера.


Обратите внимание:







557
26.09.2024 13:57
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё