На отечественных просторах очень широкая система железнодорожного полотна. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и типов соответствующего транспорта на них движется немало. Вот только большинству из нас известны разве что локомотивы, пассажирские и грузовые вагоны. А вот о более специализированных подвижных составах практически никто и не знает. И напрасно, ведь самоходные автомотрисы выполняют немало полезной работы на железной дороге.
Служебная автомотриса советского образца. /Фото: wikipedia.org
Автомотриса представляет собой самоходный вагон, который оснащен двигателем внутреннего сгорания. Данный тип транспорта на рельсах появился в начале двадцатого столетия. Они применяются для перевозки бригад железнодорожников, чтобы те могли оперативно проводить работы на определенных участках. Есть и другое, более специфическое, предназначение автомотрисы - совершение инспекционных поездок.
Рельсовый автобус РА1. /Фото: ttransport.ru
Отдельный вид автомотрис относят к техническим, которые также называют машинами специального назначения. Их основная функция - это проведения технического обслуживания и ремонта дорожного полотна непосредственно за счет ресурса самих машин. Так, яркими примерами такого транспорта являются дефектоскопные и путеизмерительные автомотрисы, а также рельсосмазыватели.
Автомотриса дефектоскопная АДЭ-1 № 053. /Фото: train-photo.ru
С помощью этого типа составов ремонтируют не только железнодорожные пути внизу, но и контактные сети поверх них. Для этой цели существуют монтажно-восстановительные автомотрисы - самоходные путевые машины, которые, помимо выполнения работ по электрификации и электроснабжению, также могут быть оснащены грузоподъёмным краном, пантографом, и даже буровой установкой для рытья котлованов.
Монтажно-восстановительная автомотриса АДМ-1С . /Фото: twlwsixt.appspot.com
Однако есть тип автомотрис, который все-таки известен обывателю, и он предназначен не для служебных поездок. Речь идет о пассажирских составах - такие используются в местах с довольно низким пассажиропотоком. Такие составы нередко называют также рельсовыми автобусами. Активно их начали вводить в эксплуатацию в первые же годы двадцать первого столетия. Причем их внутреннее убранство напоминает вагоны метрополитена.
Пассажирская АЧ2. /Фото: seltrans.ru
Автомотриса, хоть и является самоходным составом, значительно отличается от других типов данного транспорта. К примеру, наиболее известная модификация -дрезина - представляет собой сколько не вагон, столько тележку, которую первоначально в движение приводили непосредственно железнодорожники, и лишь позже их стали оснащать паровыми двигателями, а после - внутреннего сгорания.
Путевая дрезина ТД-5У. /Фото: kharkov.ua
Со временем дрезины неоднократно модернизировались, поэтому в какой-то момент определения терминов автомотрисы и автодрезины получали все больше пересечений. Так, автодрезина, по сути, является самоходным несъёмным с пути вагоном, то есть, как раз представляет собой автомотрису. А вот мотодрезина, хоть также самоходна и оборудована двигателем, однако она может быть съемным с пути вагоном.
Мотодрезины можно перенести на другую колею, а автомотрисы - нет. /Фото: etoretro.ru
Еще одной, подобной на вышеупомянутые, модификацией является мотовоз. Он представляет собой небольшой локомотив, оборудованный дизельным двигателем малой мощности. От автомотрисы мотовозы отличаются, прежде всего, своим функционалом: в отличии от первых, которые применяются, прежде всего, для перевозки пассажиров и железнодорожников, вторые используются исключительно для обслуживания и ремонта путей, контактной сети и различной инфраструктуры железных дорог.
Мотовозы имеют куда менее широкий функционал, чем автомотрисы. /Фото: proviteks.lv
Возвращаясь к автомотрисам, стоит отдельно упомянуть одну из последних отечественных разработок в этом направлении. Речь идет об АС-01, или Автомотрисе Служебной АС-01. Ее начали производить в 2013 году на базе Свердловского путевого ремонтно-механического завода (ППРМ).
Служебная автомотриса уже современного образца. /Фото: railtrain.pro
У этого транспорта четко определенные назначения: доставка ремонтных бригад к месту работ и обратно если туда не могут добраться другие виды транспорта, а также обеспечения технологии ремонта на отдельных участках пути, и проведения инспекционных поездок. Последняя функция дала железнодорожникам повод присвоить автомотрисе прозвище «полицейский поезд».
Кабина машиниста АС-01. /Фото: railtrain.pro
Среди конструктивных особенностей автомотрисы можно отметить тот факт, что ее сделали двухэтажной: на первом уровне находится дизельная установка, электрическая трансмиссия и различное тяговое оборудование, а также шкаф для хранения инструментов. На втором же «этаже» расположены места для непосредственной перевозки сотрудников железной дороги. Кроме того, верхний ярус оснащен также санузлом, помещение для хранения спецодежды, и даже кухня для приготовления и приёма пищи.
Оказывается, автомотрисы для железнодорожников весьма неплохо оборудованы. /Фото: pfoto-rzd.com
Эксплуатация АС-01 может осуществляться при температуре воздуха от –40°С до +40°С. Скорость служебной автомотрисы составляет 130 километров в час, которая обеспечивается за счет мощной силовой установкой на основе дизель-генератора. Передача энергии от дизельной установки на тяговые электродвигатели осуществляются с помощью электрической трансмиссии. Она же бесперебойно подает электропитание переменным трёхфазным током для путевых электроинструментов.
В дополнение к теме: Железнодорожный экстрим: завораживающие маршруты, о поездках по которым еще долго будут вспоминать