Гаджеты RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Что не так с пулемётом товарища Сухова из советского фильма «Белое солнце пустыни»



Каждый кто хотя бы раз смотрел советский приключенческий фильм «Белое солнце пустыни», должен хорошо помнить образ главного героя картины – красноармейца товарища Сухова, вооружённого американо-британским пулемётом «Льюиса». Что интересно, с последним в замечательном советским истерне связана целая история! А уж о том, что в действительности в кадре перед зрителями появляется не один «Льюис», а два – и вовсе знает далеко не каждый.


Пулемёт Льиса - настоящий.

Пулемёт Льиса - настоящий.


При всё уважении к творению Владимира Яковлевича Мотыля, «Белое солнце пустыни» едва ли можно назвать произведением высокого искусства. Однако, несмотря на это упомянутый истерн всё ещё является фильмом «крепким» с ремесленной точки зрения и знаковым с точки зрения народного сознания. Достаточно сказать, что именно этот фильм смотрят и пересматривают российские космонавты перед очередной отправкой на орбиту – своего рода добрая традиция, помогающая снять мандраж. Даже спустя много лет и несмотря на огромное количество допущений, «Белое солнце пустыни» выглядит хорошо. А уж среди военно-приключенческих фильмов до сих пор может использоваться в качестве примера. Чего только стоят одни персонажи.

Серьёзная была машина.

Серьёзная была машина.


Однако, речь сегодня пойдёт не об этом, а о примечательном пулемёте товарища Сухова. Который он по сюжету фильма по-хозяйски «подбрил» в местном краеведческом музее. Ну, вы знаете – эти музейные экспозиции на Кавказе и в Центральной Азии! Кстати, что интересно, первоначально Сухова планировали вооружить старым-добрым Максимом. Однако, режиссёру не понравилось то, что в таком случае лицо героя будет закрывать броневой щиток. Конечно, последний можно было снять… Однако, в этом случае Максим терял всякую фотогеничность. В итоге после непродолжительных размышлений, съёмочная команда решила остановиться на харизматичном пулемёте «Льюиса».

Нашёл в музее, понимаешь.

Нашёл в музее, понимаешь.


Вообще, эта машинка смерти была создана в США конструкторами Самюэлем Маклином и Айзеком Льюисом. Однако, вооружались им преимущественно солдаты британской армии. Пулемёт широко применялся в Первой мировой войне ещё с 1914 года. В Россию в товарном количестве это оружие поставлялось от союзников по Антанте с 1916 года, а с 1917 года Великобритания и США стали поставлять пулемёты многочисленным антибольшевистским формированиям. Конечно, о миллионных и даже тысячных тиражах «Льисов» в то время речь не шла и близко. Однако, для своего времени и театра военных действий пулемёт оказался если и не массовым, то по меньшей мере хорошо узнаваемым оружием. То, что Сухову попалась эта игрушка на побережье Каспийского моря ни разу не удивительно. Другой вопрос в том, что едва ли такой скарб (даже в неисправном состоянии) в условиях Гражданской войны хоть день бы пролежал где-то без дела.

Сделали в США, но производили в Англии.

Сделали в США, но производили в Англии.


Но самое интересно в том, что на съёмках у Анатолия Кузнецова в руках побывал в действительности не один, а два пулемёта. Первый, как водится в кино, был «звездой». Второй – дублёром. В спокойных сценах, где Сухов просто сидел с или на фоне пулемёта, использовался настоящий Льюис из реквизита студии «Ленфильм». Что интересно, этот «Льюис» выпуска 1913 года был одним из старейших предметов реквизита советской киностудии! При этом в сценах, где Сухов стреляет из пулемёта, использовалось оружие-дублёр – советский пулемёт ДП-27. Само собой, специалисты по реквизиту постарались загримировать творение Дегтярёва, установив поверх ствола характерный кожух.

В некоторых сценах играл ДП-27.

В некоторых сценах играл ДП-27.


Однако, знающий зритель сразу же может отличить, где в кадре настоящий «Льюис», а где 27-й. Что интересно, оба пулемёта были ветеранами: первый – Гражданской войны. Второй – Великой Отечественной войны. Дублёр же понадобился потому, что «Льюис» из реквизита уже не мог стрелять. Справедливости ради, подобная практика в кино, особенно XX столетия – отнюдь не редкость. Кстати, аналогичный трюк советским реквизиторам пришлось провернуть на съёмках фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», где герой Михалкова - Александр Брылов также стреляет из «Льюиса», который на самом деле является загримированным советским пулемётом ДП-29.

А вот интересное видео с нашего канала - за что советские водители-фронтовики полюбили американский Студебекер:



В продолжение темы читайте про 5 образцов советской военной техники, для которой сегодня и близко нет замены.

Обратите внимание:

0
6015
Версия для печати