Советский военно-транспортный самолет Ил-76 по праву считается не только одной из лучших отечественных машин в своем семействе, но и одной из самых интересных. Из-за высоких и нередко противоречивых требований советских военных, конструкторам пришлось идти на нестандартные решения при проектировании самолета. Наиболее красноречиво об этом свидетельствует устройство грузового люка и кабины «семьдесят шестого».
Требования военных были сложными. /Фото: ulpressa.ru.
В 1971 году в небо поднялся новый советский военно-транспортный самолет ОКБ Ильюшина, оснащенный турбореактивными двигателями – Ил-76. Основным назначением новинки была доставка грузов и техники массой до 60 тонн на расстояние до 4.2 тысяч км. Помимо этого, Ил-76 может использоваться для перевозки личного состава, осуществлять десантирование парашютистов, а в некоторых модификациях даже осуществлять бомбометание, становясь таким образом боевой машиной. Серийное производство 76-го началось в 1973 году и продолжается по сей день. За это время в Советском Союзе, России и Узбекистане было произведено более 950 этих крылатых машин.
Все ради простоты погрузки. /Фото: eng.mil.ru.
На сегодняшний день Ил-76 известен как одна из самых сложных и нестандартных машин постсоветского воздушного флота. Получилась такой она во многом благодаря противоречивым требованиям советских военных, которые хотели получить по-настоящему универсальный самолет. Для достижения поставленной задачи советским инженерам пришлось идти на нестандартные и даже непопулярные технические решения в конструкции самолета. Наиболее показательными в этом отношении остаются кабина и грузовой люк Ил-76. Оба этих элемента конструкции получились именно такими из-за «специфических» требований заказчика.
Кабина у самолета двойная. /Фото: drive2.ru.
Грузовой люк Ил-76 сложно спутать с каким-либо другим люком. Состоит он из четырех створок. Первая нижняя работает грузовой рампой, по которой внутрь борта закатываются машины или затягиваются грузы. Две боковые створки люка просто открываются наружу. В то время как самая интересная часть конструкции – это четвертая верхняя створка, прижимающаяся в ходе открытия люка к потолку грузового отсека. Такая конструкция была продиктована установкой внутрь Ил-76 электротельферы (грузоподъемное устройство, подвесной кран) движущейся по двум направляющим. Используется она для погрузки внутрь самолета грузовых контейнеров. Конструкция тельферы позволяет выдвигаться ей на 5 метров за пределы грузовой рампы. Она же используется для погрузки в 76-ой гусеничной техники. Что интересно, ни при какой другой конструкции люка, установить в самолет такой кран – не получится.
Внизу место штурмана. /Фото: drive2.ru.
Не менее интересно дела обстоят и с кабиной Ил-76. Бросается в глаза она уже при первом взгляде на воздушную машину. Даже снаружи совершенно очевидно, что кабин у «Ильюшина» как таковых две – верхняя и нижняя. Если с первой все достаточно просто и очевидно, то назначение второй кабины современным людям не всегда очевидно. Дело в том, что там располагается штурман. Сегодня на современных машинах подобного специалиста зачастую полностью или частично заменяют автоматические системы. Однако, Ил-76 разрабатывался в 1970-е годы, когда авиационная автоматика еще не достигла желанного уровня развития. Поэтому для упрощения взлетов и посадок, безопасного десантирования парашютистов и помощи в бомбометании штурману было выделено отдельно место откуда он мог бы осуществлять визуальный контроль над происходящим под самолетом.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про 10 образцов военной техники, которые Советский Союз никогда не отправлял на экспорт.