Общество RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Разное    



В случае успешного завершения Стамбульского канала данный проект станет, пожалуй, главным и наиболее значительным достижением турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Однако, завершить начатое будет непросто, так как попытка создания брата-близнеца Босфора приводит к возникновению обильной критики Турции со стороны как собственного населения, так и многих других держав. Чем же всем так не нравится перспективный Стамбульский канал?

Совсем чуть-чуть истории…


В Первой мировой войне Османская империя оказалась не на той стороне. |Фото: livejournal.com.

В Первой мировой войне Османская империя оказалась не на той стороне. |Фото: livejournal.com.


«Не знаешь, в чем дело? Скорее всего дело в деньгах», — это простая народная мудрость работает почти всегда безошибочно. Однако, для лучшего понимания вопроса стоит зайти издалека. Так уж получилось, что в Первой мировой войне будущей Турции – Османской империи не повезло воевать не на той стороне. Война кончилась, тройственный союз проиграл, в турецкой державе все пошло из рук вон плохо, да еще и страны Антанты набросились на нее с различными требованиями. Цели у требований были те же, что и всегда в мировой политике: оппонента поставить в стойло, урвать кусок пожирнее и сделать так, чтобы конкурент еще долго не думал ни о чем, кроме выплаты репараций.

Первую конференцию Турции навязали. |Фото: fb.ru.

Первую конференцию Турции навязали. |Фото: fb.ru.


В 1923 году в Швейцарии по инициативе Англии, Франции и Италии состоялась Лозаннская конференция, где между бывшей Антантой и Турцией был подписан мирный договор. На конференции было подписано множество документов, но один из самых важных касался положения проливов, в первую очередь Босфора. Принята она была под давлением стран Антанты. По сути, Лозаннская конвенция требовала создания вокруг проливов демилитаризованной зоны, но вместе с тем (с незначительным ограничениями) разрешала прохождение через Босфор не только гражданских, но военных судов всех держав. Все это ставило в крайне неудобное положение черноморские страны, в том числе молодой Советский Союз. При этом самое главное было в том, что Турция де-факто лишалась суверенитета над проливом. Он переставал быть ее территорией.

Вторая конференция прошла в швейцарском Монтрё. |Фото: fotokto.ru.

Вторая конференция прошла в швейцарском Монтрё. |Фото: fotokto.ru.


В 1936 году в Швейцарии состоялась новая конференция, посвященная статусу проливов, – конференция Монтрё. По ее результатам туркам удалось добиться возвращения суверенитета над Босфором. Страна получила право на ремилитаризации зоны проливов, но самое главное было в том, что хотя Босфор и остался доступен для гражданских судов всех стран мира, в отношении прохождения военных судов были введены серьезнейшие ограничения. Военному флоту плавать через пролив стало немного сложнее, кроме того, теперь здесь могли проходить только самые небольшие суда и только после предварительного уведомления турецких властей. Все это уязвило позицию Англии и Франции и усилило позиции Турции и Советского Союза.

И несмотря на ряд инцидентов, конвенция Монтрё продолжает действовать по сей день.

Они крадут наши «бабки», Реджеп! Сделай уже что-нибудь!



Канал пройдет рядом с проливом. |Фото: ya.ru.

Канал пройдет рядом с проливом. |Фото: ya.ru.


Президент Турции продвигает проект Стамбульского канала уже не первый год. Если все получится, то он станет настоящей стройкой десятилетия. Вопрос в одном: зачем вообще нужно вбухивать миллиарды долларов в копание земли, когда рядом есть прекрасный естественный пролив? Ответ – деньги. Много денег. И виновником тому является та самая конвенция Монтрё.

Дело в том, что подписанное еще в 1936 году соглашение признает Босфор естественным образованием, а потому запрещает Турции использовать его в коммерческих целях. Простым словами: турки не имеют права брать плату с торговых судов за прохождение через Босфор. Что ставит страну в крайне неудобное положение относительно тех государств, где сегодня имеются подобные рукотворные судовые артерии. Например, как Суэцкий канал в Египте.

Альтернативный канал. |Фото: pikabu.ru.

Альтернативный канал. |Фото: pikabu.ru.


Суэцкий канал сегодня является второй по важности статьей дохода Египта. С одной тонны груза торговые суда платят около 10 долларов. Несложно посчитать, что при прохождении корабля хотя бы на 100 тысяч тонн, один единственный рейс принесет государству фараонов «всего-навсего» 1 млн долларов. Средний доход Египта от Суэцкого канала в год составляет сумму в 4-5 млрд долларов. А теперь главное: трафик через Босфор в Турции в 2-3 раза выше, чем трафик через Суэц! Сколько денег утекает из рук Турции, подобно воде текущей из Черного в Мраморное море.

Поэтому под предлогом перегруженности Босфора турки надеются построить дополнительный канал, через который можно будет с чистой совестью пропускать торговые суда за деньги, получая для этого прибыли как в бюджет, так и в карманы нужных людей (да-да, именно так оно в жизни и работает). Совершенно очевидно, что в случае завершения Стамбульского канала действие конвенции Монтрё на него распространяться не будет. А плавать через платный канал гарантированно станут, ведь все захотят пройти проблемный участок маршрута как можно быстрее. Ведь время – деньги.

Что не сделай – все плохо!



Суда НАТО смогут входить в Черное море. ¦Фото: ianed.ru.

Суда НАТО смогут входить в Черное море. ¦Фото: ianed.ru.


Суда станут ходить быстрее, турецкий бюджет получит больше денег. Одни плюсы! Почему же всем так не нравится идея строительства нового канала? Ну, во-первых, нельзя просто так сидеть и смотреть, как кто-то кроме тебя зарабатывает деньги. Все это серьезнейший бизнес и вокруг канала запутан слишком большой клубок интересов и противоречий. Есть у проекта сторонники и противники как в самой Турции, так и за ее пределами.

Однако важнее всего для России в данном вопросе, так это потенциальный обход той самой конвенции Монтрё. Появление такого канала может сделать возможным законным вход в Черное море крупных судов НАТО. Сегодня альянс может проходить во внутреннее море суда суммарным тоннажном не более 45 тысяч тонн раз в 21 день. Все это не может нравится России, как и постепенно общее усиление Турции в качестве региональной державы в последние два десятилетия.

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про танкер Knock Nevis: огромное судно, на фоне которого Титаник кажется шлюпкой.


Обратите внимание:







9474
24.08.2021 15:00
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё