Гаджеты RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0



Советский истребитель Ла-5 самолет рождался в муках конструкторских изысканий и появился на свет в решительный момент во время Второй мировой войны. Несмотря на все сложности, Ла-5 смог стать настоящей легендой советской авиации. Век истребителя оказался недолог, но чрезвычайно ярок. Машина оказала неоценимую помощь в разгроме гитлеровских захватчиков, впечатлив советских летчиков своими характеристиками, а командиров воздушных сил объемами производства.


Машина быстро устарела. |Фото: radikal-photo.ru.

Машина быстро устарела. |Фото: radikal-photo.ru.


В первый год войны стало понятно, что истребители ЛаГГ-3 мало годятся для противостояния немецкой авиации. В руках опытного пилота «тройка» все еще могла творить чудеса. Однако, несмотря на недавнее появление, отставание от немецких машин с каждым месяцем сказывалось все сильней. В свете такого развития событий советское руководство приняло решение о срочной доработке ЛаГГ-3. Первым к проекту модернизации был привлечен Михаил Гудков. Однако, по ряду причин свою работу над обновлением «тройки» он так и не завершил. Тем не менее именно Гудков был тем, кто предложил оснастить улучшенную модель истребителя силовой установкой М-82 (АШ-82). По горячим следам к проекту подключился Семен Лавочкин со своим ОКБ №21.

Отличный самолет. |Фото: gunsfriend.ru.

Отличный самолет. |Фото: gunsfriend.ru.


Коллектив Лавочкина в свою очередь рассчитывал на установку двигателя М-107. Однако, надеждам конструкторов было не суждено воплотиться в жизнь. Из-за проблем на производстве, коллективу пришлось пойти по пути Гудкова и попытать счастье с М-82. При этом в отношении 82-го у коллектива с самого начала были большие сомнения. В частности, конструкторы опасались, что установка или не поместится в ЛаГГ-3, или окажется слишком тяжелой. Однако, все сомнения были развеяны уже после первой попытки. Более того, конструкция ЛаГГ-3 фактически не заметила дополнительные 250 кг нагрузки. Правда, кое-какое оборудование все же пришлось переустановить в хвостовую часть машины.

Хорошая машина. |Фото: grafiq.ru.

Хорошая машина. |Фото: grafiq.ru.


Весной 1942 года на заводских испытаниях ЛаГГ-5 («тройка», оснащенная АШ-82) продемонстрировал впечатляющие результаты: скорость у земли – 531 км/ч, на высоте – 586 км/ч, набор в 5 км – около 6 минут. Однако, последующие испытания перспективной машины помогли выявить ряд недостатков. Главным среди них оказался серьезный перегрев масла. Машину сочли не готовой и отправили на доработку в оперативном порядке. Решить проблему сразу у конструкторов не получилось. Тем не менее, к июню 1942 истребитель все-таки был готов к запуску в серийное производство.

Новый двигатель. |Фото: wiki2.org.

Новый двигатель. |Фото: wiki2.org.


Правда, на этом работа над истребителем не прекратилась, и совсем скоро новый ЛаГГ-5, получивший новое название Ла-5, обзавелся улучшенной версией двигателя М-82Ф. После этого в самолете вскрылась проблема с карбюратором, вместо которого в итоге была установлена система непосредственного впрыска. Так на свет появилась модель Ла-5ФН, который сегодня заслуженно считается одним из лучших самолетов Второй мировой войны. И хотя советская машина по ряду параметров проигрывала самолетам Союзников и Оси, для своих условий Ла-5 был практически идеальной машиной: простой, надежной и очень быстрой.

Хорошая машина. 9111.ru.

Хорошая машина. 9111.ru.


Первое «выступление» советских Ла-5 состоялось в августе того же года. Всего за 10 дней советские летчики на новых истребителях провели 180 вылетов продолжительностью свыше 120 часов, приняли участие в 27 сражениях. За это время в бою было потеряно 5 самолетов, пара машин не вернулась, пять потерпели аварию по тем или иным причинам. В то же время против 12 потерянных машин, советские летчики на «пятерках» смогли сбить 16 самолетов гитлеровцев (не считая аварий и т.п). А учитывая тот факт, что Ла-5 «лепился» в тяжелейших условиях на скорую руку, едва ли можно было требовать от новинки лучшего результата.

Самолет вышел отличный. |Фото: 2023-foto.ru.

Самолет вышел отличный. |Фото: 2023-foto.ru.


Потери Ла-5 во многом были связаны не с качествами машины, а с недостатком опыта у молодого пополнения летчиков. При этом для немецких истребителей, появление новой советской машины на фронте стало полной неожиданностью. После Сталинграда «пятерки» стали появляться на всех участках фронта. Эффективность истребителя неуклонно росла. Особенно массированно Ла-5 применялись в ходе сражения на Курской дуге. Несмотря на ряд проблем от советских летчиков «пятый» получил исключительно высокие оценки. Машину хвалили за простоту и удобство пилотирования, высокую выносливость и непревзойденную устойчивость.

Серьезная была машина. ¦Фото: ВКонтакте.

Серьезная была машина. ¦Фото: ВКонтакте.


Истребитель Ла-5 дойдет до Победы, однако фактически сразу после нее будет снят с эксплуатации. Производить Ла-5 и вовсе перестанут еще в 1944 году, успев наклепать не менее 9 920 этих красавцев. Несмотря на высокую результативность, отказ от Ла-5 будет обусловлен появлением на свет более совершенного Ла-7, который среди прочего окажется еще и проще в производстве. Ну, а совсем скоро начнется эра реактивной авиации, которая закономерно и предсказуемо поставит крест даже на лучших истребителях поршневой авиации.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте про разрушитель барьеров: как советский Ла-176 «покорил» скорость звука.


Обратите внимание:







6625
24.03.2024 20:11
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё