Восхождение ударных вертолётов на подтесал наиважнейшего тактического средства начался во время войны во Вьетнаме. Конечно, о ценности вертолетов на поле боя догадывались и раньше, однако до этого момента мало кто мог представить, что войны будущего фактически не смогут обходиться без использования этих винтовых машин. С того момента ударные вертолеты прошли большой путь эволюции и сегодня являются одним из самых грозных, а также высокотехнологичных видов оружия.
1. Белл AH-1 «Кобра»
Впервые показал себя еще во Вьетнаме. |Фото: keywordsbasket.com.
История этого вертолета началась еще во время войны в Корее. Именно там впервые широчайшим образом были применены вертолеты. Впрочем непосредственно ударные машины в армии США появились уже только к моменту войны во Вьетнаме. Разрабатывалась «Кобра» на базе не менее легендарного десантного UH-1 «Ирокез». Машина вышла настолько удачной, что модернизированный АН-1 используется в США по сей день. После модернизации вертолет окрестили «Суперкобра». Взлетная масса машины достигает 6690 кг. В движение вертолет приводится двумя двигателями General Electric T700-GE-401 мощностью 1723 л.с каждый. Максимальная скорость достигает 282 км/ч, а перегоночная дальность полета – 518 км. Экипаж вертолета – 2 человека. По своей боевой славе «Кобра» уступает всего одному сородичу в мире, о котором речь пойдет дальше.
2. Ми-24
До сих пор остается на боевом дежурстве. |Фото: ya.ru.
Советский вертолет Ми-24 стал второй ударной машиной в мире после американской «Кобры» и при этом считается вертолетом с самым насыщенным и продолжительным боевым путем. Как и американская машина этот советский ветеран используется в десятках стран мира до сих пор. Несмотря на почтенный возраст, характеристики творения ОКБ Миля все еще делают его одним из самых грозных вертолетов на планете. За вытянутый зеленый силуэт его в шутку окрестили «крокодилом». Экипаж Ми-24 составляет 2-3 человека. Максимальная взлетная масса достигает 11 500 кг. В движение ударный вертолет приводится парой агрегатов ТВ3-117 с суммарной мощностью 4 400 л.с. Максимальная скорость движения – 450 км/ч, а перегоночная дальность полета достигает 1 тысячи км. Отличительной особенностью 24-го является возможность перевозки десанта до 8 человек, а также 2 тяжелораненых на носилках, 2 легкораненых и медицинского работника.
3. АН-64 «Апач»
Самый массовый вертолет второго поколения. |Фото: wallpaperup.com.
Самый массовый и самый воюющий вертолет второго поколения на сегодняшний день. На ряду с легендарной «Коброй», АН-64 стал одним из символом американского оружия и американской экспансии. Одной из важнейших особенностей «Апача» конечно же является его всепогодность. Машину несколько раз модернизировали, главным образом из-за необходимости как-то противодействовать советскому ПВО. Таким образом на сегодняшний день «Апач» является наиболее совершенным вертолетом. Экипаж боевой машины все еще составляет 2 человека. Максимальная взлетная масса 10.4 тысячи кг. Летает вертолет благодаря паре двигателей General Electric мощностью 1 890 л.с каждый. Максимальная скорость при этом составляет 290 км/ч, а перегоночная дальность полета – 1899 км. Кроме того, на сегодняшний день «Апач» является самым массовым ударным вертолетом. Всего таких американцы сделали более тысячи экземпляров.
4. Ка-52 «Аллигатор»
Для ударов с моря и суши. |Фото: uainfo.org.
Еще один хорошо известный отечественный вертолет, который заслуживает упоминания. Проект Ка-52 во многом родился благодаря переориентации советских конструкторов на палубную авиацию. Родилась машина напрямую из вертолета Ка-50 «Черная акула». Отличительной особенностью всего этого семейства ударных машин конечно же является использование двух несущих винтов, расположенных рядом. Как и у большинства родственников, у Ка-52 кабина на двух пилотов. Максимальная взлетная масса составляет 12 200 кг. Летает вертолет при помощи двух агрегатов ВК-2500. Максимальная скорость движения достигает таким образом 300 км/ч, а перегоночная дальность вертолета может достигать 1 110 км.
5. Еврокоптер «Тигр»
На самом деле отличная машина. |Фото: m.fotostrana.ru.
Вертолет, созданный французско-германским концерном Eurocopter. Машина создавалась не только для армий Франции и Германии в годы холодной войны, но и для армий всех остальных европейских странах Западного блока. Увы, машину ждала достаточно печальная участь. Хотя «Тигры» летают до сих пор, количество произведенных экземпляров сильно ниже запланированного объема. Все потому, что с распадом СССР и окончанием холодной войны армии страны Европы начали заметно скудеть и в творении Eurocopter фактически отпала нужда. Однако, все это не отменяет того факта, что вертолет созданный европейцами – машина серьезная. Управляется «Тигр» двумя пилотами, максимальная взлетная масса вертолета составляет 6 100 кг, в движение он приводится парой двигателей MTU/Turbomeca/Rolls-Royce MTR390. Максимальная скорость «европейца» - 278 км/ч. Предельная дальность полета составляет 800 км.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, зачем в СССР создали вертолет Ми-10К с деревянным винтом.