В каждой стране и военно-политическом блоке существует своя система обозначения собственной и вражеской техники. Чаще всего названия для машин выбирают сами конструкторы. При этом методики определения индексных обозначений могут быть очень разными. В некоторых случаях они и вовсе кажутся запутанными и непонятными. Сегодня попытаемся разобраться с отечественной бронетехникой.
С числовой частью обозначений сплошной аншлаг. /Фото: Twitter.
Любое обозначение военной техники состоит из двух частей, реже из трех. Первая часть – это буквенное обозначение. Здесь все предельно просто и очевидно. Для наземной техники просто используется первая буква слова ее обозначающая или же аббревиатура по первым буквам словосочетания или сложносоставного слова, означающего боевую машину. Например, «Т» - танк, «БМП» – боевая машина пехоты, «БТР» – бронетранспортер, РСЗО – реактивная система залпового огня, «СУ» - самоходная артиллерийская установка. Иногда буквенное обозначение может комбинироваться из названий нескольких машин. Например, советская ИСУ-152: ее буквенное обозначение сложили из ИС (танк Иосиф Сталин) и СУ – самоходная артиллерийская установка.
Существует много способов нумерации. /Фото: tankist-31.livejournal.com.
В некоторых случаях у названий наземной техники есть еще и третья часть, некое «фирменное» название конкретной машины. Оно может быть как официальным, так и неофициальным «народным». Примерами таких названий можно считать «Катюша», «Град», «Акация», «Пион» и т.д. После буквенного обозначения и перед формальным названием идет второй важный элемент обозначения – цифровой индекс модели машины. И здесь начинается самое веселое.
Номер выбирают конструкторы. /Фото: jimdofree.com.
Когда смотришь на цифровые индексы обозначения любой отечественной военной технике, возникает несколько вопросов примерно одного свойства: «Как цифры расшифровываются?», «Есть ли здесь какая-то логика?», «Существует ли закономерность в выборе цифрового индекса?». Отвечая на первые два вопроса, можно сказать два раза «да»: все индексы как-то расшифровываются и в них всегда есть логика. А вот какой-либо устойчивой закономерности в выборе индексов нет. Здесь не существует ни ГОСТа, ни железных правил, а потому цифры могут подбираться из самых разных соображений. Проще всего объяснить это на конкретных примерах.
На самом деле все это просто формальность. /Фото: my.mail.ru.
Вариант первый: цифры по очередности индексов. Каждый проект боевой машины имеет свой заводской индекс, благодаря которому конструкторы ориентируются в многочисленной производственной документации. В раннем СССР для обозначения многих машин использовали именно этот способ. Например, танк Т-19 1929 года, танк Т-26 1931 года, танк Т-30 1929 года, танк Т-34 1940 года.
Вариант второй: цифры по калибру главного орудия. Здесь все просто и понятно. В качестве примеров можно вспомнить СУ-85, СУ-76, ПТ-76, а также варианты с комбинированными названиями Т-34-76 и Т-34-85, где 76 и 85 – калибры пушек, а 34 – заводской индекс танка.
Вариант третий: цифры по очередности внутри серии машины. Таких машин не очень много и встречаются они главным образом в качестве исключений. Самый простой и хорошо знакомый пример — это тяжелые советские танки «Клим Ворошилов» и «Иосиф Сталин»: КВ-1, КВ-2, огнеметная модификация МК-8, ИС-1, ИС-2, ИС-3.
Вариант четвертый: цифры по году создания или году выхода в серию. Едва ли здесь нужны какие-то пояснения. Вот несколько примеров: Т-44 от 1944 года, Т-62 от 1962, Т-72 «Урал» от 1972, Т-90 от 1990, Т-14 «Армата» от 2014 года.
Вариант пятый: цифры от увеличения на «10». Данный способ некоторое время использовался в Советском Союзе для обозначения новых поколений однотипных машин. Например, Т-44 и Т-54 – машины одного проекта от 1944 и 1946 года; Т-40 и Т-60, и Т-70 – одно семейство от 1939, 1941, 1943 года.
В продолжение темы читайте про танки Т-34: чем отличались выпущенные на разных предприятиях боевые машины.