Конструкторы самолётов постоянно изобретают что-то новое, а некоторые из реализованных ими проектов по-настоящему экзотические и удивительные. Один из них – помесь вертолёта и самолёта, конвертоплан Bell Boeing V-22 Osprey. Его разработка и даже само существование вызывает большие вопросы, но он обладает уникальными качествами и незаменим в своей области.
Самолёто-вертолёт
Bell V-22 Osprey./ Фото: gunsfriend.ru
Как это зачастую бывает, своим появлением конвертоплан обязан крайне неудачному стечению обстоятельств. Во время одной из своих спецопераций Соединённые Штаты потерпели сокрушительное поражение, сопровождавшееся громким международным скандалам, а главное причиной стал транспорт. Место проведения спецоперации находилось слишком далеко и добраться туда можно было только на самолёте, а для его посадки требовался аэродром. И захват взлётно-посадочной полосы как раз и провалился. Дело решилось бы гораздо проще, будь у Соединённых Штатов военно-транспортный самолёт, способный приземляться и взлетать вертикально. Так и родилась идея создания конвертоплана.
Конвертоплан - гибрид самолёта и вертолёта./ Фото: eurasiantimes.com
Проект изначально был очень сложным, поэтому для его реализации привлекли даже зарубежные компании, продемонстрировавшие свои способности в конструировании самолётов и вертолётов. В частности, за работу взялись компании Boeing и Bell. Оценив свои возможности, они решили объединить усилия и работать над проектом совместно. На долю компании Bell выпали крылья, двигатели и гондолы под них, а фюзеляжем, кабиной и оснащением занималась Boeing. Работы затянулись вплоть до 1988 года, когда был собран первый прототип, пригодный к лётным испытаниям.
Bell V-22 Osprey
V-22 используется как транспортный самолёт./ Фото: alternathistory.ru
Конвертоплан Bell Boeing V-22 Osprey был очень перспективным видом транспорта. В случае удачной реализации проекта военные получали транспортное средство, сочетавшее в себе лучшие качества и самолёта, и вертолёта. Винты V-22 могли из горизонтального положения поворачиваться в вертикальное, за счёт чего он мог садиться на относительно небольшую площадку как вертолёт. Конечно, для этого пришлось преодолеть множество технических трудностей, поскольку технология была новой и пока что не отработанной. Одной из проблем стала чрезвычайно большая сложность конструкции, очень высокая стоимость изготовления и немалый вес. Конструкторы попытались всё упростить, но плохо в этом преуспели. В 2014 году стоимость одного конвертоплана составляла 76 миллионов долларов, что было очень дорого. Впрочем, на разработку проекта тоже потратили десятки миллиардов.
Внутри - большой грузовой отсек./ Фото: mavink.com
Как только начались лётные испытания, разработчикам стало очевидно, что созданный ими гибрид самолёта и вертолёта не будет работать, как ему положено. По замыслу конструкторов, Bell Boeing V-22 Osprey должен был подниматься на вертикально поставленных винтах, а потом выравнивать их горизонтально и лететь вперёд, но конвертоплан неизбежно заваливался и падал. Было проще построить летательный аппарат по обновлённой концепции, но времени и средств уже было потрачено много, поэтому решили доработать то, что получилось.
Кабина экипажа более чем современная./ Фото: pinterest.com
В итоге доработка конвертоплана сильно затянулась, в его разработку вкладывали астрономические суммы, а результата всё не было. Вернее, он был, но отрицательный. Новая технология оказалась чрезвычайно сложной, проблемы была и с аэродинамикой, и с управлением, и с самой конструкцией. Быстро выяснилось, что человек не в состоянии управлять полётом и вовремя реагировать на малейшие изменения, поэтому пришлось передать управление электронике и разработать для неё программное обеспечение.
V-22 рассчитан в том числе и на морское базирование./ Фото: ixbt.com
Путём проб и ошибок конструкторы постепенно совершенствовали Bell Boeing V-22 Osprey, раз за разом поднимая в воздух прототипы. Вот только они постоянно падали. За это время конвертопланы девять раз терпели крушение, также погибло несколько пилотов-испытателей и техников. Всё это вызывало большие вопросы, а военные и разработчики не раз и не два подвергались жесткой критике. Тем не менее проект не закрывали, а всё больше вкладывали в него средств. Сколько именно денег ушло на доработку, военные так и не признались, но немалая часть осведомлённых в этой области экспертов склоняется к мысли, что потрачено было более 50 миллиардов долларов.
Для взлёта и посадки не нужна ВВП./ Фото: imghub.ru
Лишь в 2007 году проект был успешно завершён. На создание V-22 Osprey V-22 Osprey потребовалось 26 лет. За это время конструкторы смогли устранить большую часть выявленных проблем, а неприятные особенности конструкции компенсировали. Для того чтобы максимально защитить пилотов и пассажиров во время возможного крушения, конвертоплану усилили фюзеляж и пространство вокруг кабины, а некоторые его секции сделали полыми и герметичными, превратив таким образом в большой поплавок. Благодаря этому V-22 Osprey мог долго держаться на плаву, если падал в воду.
Osprey - один из самых дорогих самолётов в мире./ Фото: livejournal.com
Конвертопланы Bell Boeing V-22 Osprey до сих пор находятся в эксплуатации и являются едва ли не самым полезным транспортным средством. Хоть поначалу его критиковали и высмеивали, гибрид вертолёта и самолёта показал отличные результаты и в ходже боевых действий оказался по-настоящему незаменимым.
Самолёты – удивительный вид техники, они сильно отличаются от всего, что окружает человека в повседневной жизни, и с ними связано много интересного и необычного.